Главная страница
qrcode

Документ Microsoft Word. Актуальность исследования


Скачать 112.59 Kb.
НазваниеАктуальность исследования
Дата09.12.2019
Размер112.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
ТипДокументы
#40041
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3


Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что с ускорением темпа жизни, возрастанием количества стрессовых ситуаций, современная медицина забила тревогу о состоянии психического здоровья детей. Древние римляне говорили: «В здоровом теле - здоровый дух». В наше время актуален тезис - «без психического здоровья, не может быть здоровья физического». В настоящее время, общественное здравоохранение придает большое значение психическому здоровью детей, осознавая ответственность за здоровое общество будущего. Психическое здоровье ребенка - это больше, чем просто отсутствие нервно-психических расстройств. Общеизвестно, что психическое здоровье ребенка зависит от окружающей среды, как на уровне семьи, так и на уровне общества. Поддержание психического и физического здоровья детей, в свою очередь, является детерминантой здоровья на протяжении всей жизни. Важно, чтобы цели и традиции укрепления физического здоровья детей, могли бы так же эффективно применяться в области охраны психического здоровья детей.

Укрепление психического здоровья детей, в целом, и психического здоровья ребенка, в частности, должно вестись как на государственном уровне, так и в каждой конкретной семье. Применению подлежат разнообразные стратегии, каждая из которых должна оказывать положительное воздействие на психическое здоровье детей. Родители, со своей стороны, с целью укрепления психического здоровья ребенка, обязаны обеспечить атмосферу защищенности и свободы. А государство должно им в этом содействовать: создавать благоприятные жизненные условия и окружающую среду. Ведь здоровые дети – здоровое будущее.

Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей, в том числе и психического.

Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности, и важнейшим фактором развития личности становится социальное взаимодействие. В процессе социального взаимодействия определяющее значение играют эмоции. Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему, и нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление соматических расстройств. Корни большинства эмоциональных проблем взрослых кроются в дошкольном возрасте. В эти периоды психика ребенка наиболее сензитивна как к травмирующим воздействиям, так и к усвоению тех или иных способов эмоционального реагирования и поведения.

Проблема изучения и оценки особенностей эмоциональной сферы у детей в возрастном аспекте – одна из актуальных, в связи с тем, что в период детства происходит интенсивное формирование интеллекта, становление его как сложного структурного образования. На формирование целостности психики ребенка влияют эмоциональная напряженность и состояние психического дискомфорта. В последние годы заметно увеличилось число эмоциональных нарушений у детей дошкольного школьного возраста, которые обусловлены неврозами, неврозоподобными расстройствами и различными преневротическими состояниями. Эмоциональные нарушения имеют прямую зависимость от психосоциального окружения ребенка, в первую очередь от особенностей внутрисемейных отношений. Семейные отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка. Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей формируют эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя. При этом следует отметить, что те же самые факторы, но с другим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, высокой тревожности.

Цель исследования – изучить влияние родительского отношения на особенности эмоциональной сферы дошкольника.

Объект исследования – эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – семья, родительское отношение как фактор гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка.

. Гипотеза исследования включила предположение о том, что на формирование эмоциональной сферы личности ребенка влияет система семейных факторов: уровень образования, социальный статус родителей, структура семьи оказывают влияние на родительское отношение, которое в свою очередь, как интегративный фактор, включающий в себя эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты, оказывает влияние на эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

Исходя из цели и гипотезы исследования, необходимо решить следующие задачи:

1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Изучить особенности семейной среды дошкольника и родительского отношения к детям.

3.Исследовать эмоциональную сферу ребенка (тревожность, страхи).

4.Выявить влияние родительского отношения на эмоциональное благополучие детей.

5.Разработать психолого-педагогические рекомендации по гармонизации детско-родительских отношений и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования послужили теоретические положения о социальной ситуации развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский), особенностях семейного воспитания - стилях воспитания (Ю.П. Азаров), родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), согласно которому внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия.

Методы исследования.

1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование.

3. Количественный и качественный анализ эмпирических данных исследования.

База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №60 г. Белгород; выборка испытуемых – дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 (10 мальчиков, 10 девочек), и 20 родителей (10 пап и 10 мам).

Достоверность и надежность результатов работы обеспечиваются применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, количественным и качественным анализом эмпирического материала.

Практическое значение исследования состоит в анализе и обобщение опыта практической работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения. Результаты данного исследования могут использоваться в работе педагогов и психологов детских дошкольных образовательных учреждений.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 47 наименований, 2 рисунка, 7 таблиц, и приложения.

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи родительского отношения с эмоциональной сферой детей 1.1. Проблема психического здоровья детей дошкольного возраста

Одной из первоочередных задач, стоящих перед системой дошкольного воспитания, безусловно, является сохранение психического здоровья детей.

Психическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни [22, c.137].

Критериями психологического здоровья являются:
состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность.
    По данным специальных исследований, в России удельный вес психических расстройств среди детей в общем объеме населения страны, страдающего данного рода заболеваниями, составляет более одной трети [4]. Многие авторы считают, что ухудшение психического здоровья обусловлено не только социально-экономическими факторами, но и рядом негативных тенденций в самой системе организации психиатрической помощи [4, 10, 15]. В этой связи актуальным становится вопрос обеспечения ее должного качества. Особое внимание этой проблеме уделяет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

    Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями [28, c.83].

    В 2003 г. эксперты ВОЗ подготовили свод методических рекомендаций по вопросам политики и оказания услуг в области психического здоровья. В документе отмечено: надлежащее качество услуг для людей, страдающих психическими расстройствами, гарантирует получение необходимой помощи, которая приводит к положительным результатам, улучшению качества жизни, обеспечивает поддержку и помогает сохранить семью; для поставщиков услуг качество гарантирует эффективность и результативность их работы; для лиц, формирующих политику, качество является ключом к улучшению психического здоровья населения, гарантирует соответствие затраченных средств полученным результатам и обеспечивает финансовую отчетность.

    Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье.

    Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

    Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Как отмечает И.В. Дубровина, именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Истории известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться "по-человечески" мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [15, c.48].

    Столь же ярким примером является феномен госпитализации, при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют собой крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

    В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Более того, по данным А.И.Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Поэтому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение [18, c.29].

    В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Как отмечает А.И. Захаров, большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер [18, c.41].

    Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

    На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А.И.Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмируюшим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью — категория "МЫ") [18, c.44].

    В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство "Я", т. е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3 лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

    К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

    Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью). Ребёнок склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья [31, c.90].

    Все негативные факторы, о которых шла речь, связаны с проблемой невротизации ребенка, т. е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

    К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью:

    1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

    2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику [43, c.69].

    Таким образом, психологически здоровый дошкольник - это дошкольник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда дошкольник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).

    1.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольников

    Эмоциональная сфера, как сложно организованная система регуляции поведения человека, имеет большую значимость для психического развития дошкольника. Именно в дошкольном возрасте усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

    Многие специалисты по дошкольному образованию отмечают, что эмоциональная сфера современных детей развита достаточно слабо [20, 27, 37]. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной различных форм социально-психологической дезадаптации детей, что в свою очередь может привести к различным психоэмоциональным нарушениям, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, страхи, тревожность.

    В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы, в том числе и эмоциональной саморегуляции, как одного из аспектов эмоционального развития. В исследованиях Л.И.Божович, Н.Д.Былкиной, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, З.Я.Неверович, А.А.Ошкиной, Г.А.Урунтаевой, и др. доказана возможность формирования эмоциональной саморегуляции уже на этапе дошкольного возраста.

    Развитие эмоциональной саморегуляции в онтогенезе (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и другие) рассматривается как последовательное развитие эмоциональных процессов, обусловленное следующим:
    дифференциацией качества эмоций;
  • усложнением объектов, вызывающих эмоциональный отклик;
  • изменением функциональной роли эмоциональных процессов;
  • распознанием собственных эмоциональных реакций;
  • пониманием эмоциональных реакций других людей;
  • развитием способности регулировать эмоции и их внешнее выражение [32].
    В многочисленных работах психологов и педагогов представлены диагностические методики, исследующие отдельно взятые компоненты эмоционального развития ребенка: изучение умения идентифицировать эмоции и представления об эмоциях (Е.И.Изотова, К.Э.Изард, Г.А.Урунтаева, А.М.Щетинина и др.); изучение социализации эмоций (Ю.А.Афонькина, Е.В.Никифорова, Г.А.Урунтаева); определение дифференцированных показателей: тревожность, демонстративность, аутичность, агрессивность (тест Розенцвейга, тест Роршаха, тест Люшера и т.д.).

    Эмоции рассматривались JI. С. Выготским как внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью ребенка, который не только созерцает окружающую действительность, но и относится к ней пристрастно, активно ее изменяет соответственно со своими потребностями и интересами [11].

    В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении.

    Ребенок – всегда дитя своего времени, законы его развития реализуются (или не реализуются) в конкретных условиях воспитания, связанных с установками и представлениями окружающих его взрослых.

    Нужно ли педагогам и родителям менять подходы в воспитании? Что делать с традиционными технологиями, как сочетать их с инновационными?

    В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Первый вопрос малыша: «зачем?» - пришел на смену вопроса «почему?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии.

    В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Если он не получает необходимой «порции» информации, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится капризным или агрессивным. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.

    У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. Современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

    Эмоциональный опыт ребенка, т. е. опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности [20, c.142].

    Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

    Ключевые моменты эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста (5-7 лет) – освоение социальных форм выражения эмоций, вербализация своего эмоционального состояния. Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные, праксические и моральные чувства, чувство юмора. Ребенок овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств, эмоций; развивается эмпатия. Возникают высшие чувства – любовь и привязанность; становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения (это – одно из эмоциональных компонентов самооценки ребенка, во многом мотивируют его поведение). Эмоции представляют собой показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Появляется логика чувств, формируются устойчивые эмоциональные комплексы. Основные эмоционально-личностные проблемы дошкольников: страхи, повышенная тревожность, агрессивность и конфликтность.

    Для эмоционального развития детей важны как положительные, так и отрицательные эмоции.

    Развитие эмоций происходит как их дифференциация, как обогащение переживаний. Дифференциация эмоций и обогащение переживаний связаны с общим развитием личности ребенка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик (от врожденной органической потребности – до взаимоотношений с другими людьми, оценки собственных поступков, восприятия событий общественной жизни). Однако только дифференциацией эмоций невозможно определить полноту взаимоотношения отрицательных и положительных эмоций в эмоциональной сфере личности.

    Б.Г.Ананьев указал на проблему поляризации чувств, описал их амбивалентность. Амбивалентность эмоций – внутреннее противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению, характеризуется его одновременным принятием и отвержением. Амбивалентность эмоций и чувств достаточно рано проявляется у детей. Важно исследовать не только роль «отрицательных» и «положительных» эмоций в развитии и регуляции деятельности и поведения ребенка, но и роль их соотношения в развитии эмоциональной сферы детей [2, c.84].

    Мало исследованы также и инверсии эмоций. Инверсия – процесс и результат перестановки или переворачивания, вплоть до противоположности мотивов, установок, желаний, реакций, и др.

    Для современных точек зрения на инверсию эмоций характерен подход к рассмотрению инверсии как механизма психологической защиты. В случае физического или психического травмирования происходит смещение страха или других отрицательных эмоций с одного объекта на другой, или замена отрицательной эмоции на положительную. Как механизм психической защиты инверсия эмоций повышает устойчивость к стрессам, травмирующим ситуациям, смягчает межличностные конфликты (там же). По мнению И.В. Дубровиной, именно социальные факторы, такие как педагогическая несостоятельность семейного и школьного воспитания, приводят к инверсии, отвержению детьми социальных ценностей.

    У современных детей часто повышены тревожность и агрессия.

    Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями и эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает о своих желаниях и потребностях. С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка очень важен тактильный контакт, когда мать или отец прижимают его к груди, поглаживая по голове и спине, передавая свое тепло, в том числе и душевное. Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он как бы «видит» цветовую гамму души. Чтобы снять ощущения страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе [18, c.92].

    Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих детей. Чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

    Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.

    Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

    Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.

    Иногда взрослые не совсем владеют вопросами, касающимися сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку. А бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя митр собственных и чужих эмоций. Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому, что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений. Постоянно сменяющиеся переживания, каждодневные всплески эмоций – без них невозможно представить жизнь детей дошкольного возраста.

    Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя среди других людей. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является весьма прочным и принимает характер установки.

    Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие и оставляющие неизгладимый след в душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, дающих ребенку исполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь, уходят в прошлое шумные компании сверстников во дворах, с присущей им эмоциональной насыщенностью игр, с сообща переживаемыми событиями [28, c.84].

    Все большее образовательное значение придается ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребенку эмоционально – чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей.

    Известно, что малыш рождается с некоторыми уже «готовыми» простейшими эмоциональными реакциями. В основном отрицательными: плач, крик, когда ему жарко, холодно, мокро; испуг в виде вздрагивания. Положительные эмоции поначалу выражены слабо. Обогащение эмоциональных реакций, разнообразие их проявления происходит под воздействием окружающей социальной среды, и главная роль в этой среде принадлежит взрослым.

    К ведущим психологическим факторам эмоционального развития в раннем возрасте относятся эмоциональное общение взрослых с ребенком и связанные с ним привлекающие его внимание предметы, игрушки, мелодичная музыка, незатейливые игры типа «ладушки», «ку – ку». Именно эти факторы наполнят опыт ребенка важными социально – опосредованными эмоциональными проявлениями.

    Воздействие родителей на ребенка, независимо от того, преднамеренное оно или непроизвольное, всегда очень велико и значимо. И даже если ребенок не стал объектом, а просто свидетелем гнева, резкого проявления недовольства со стороны родственников, это обязательно найдет отражение в эмоциональной окрашенности его действий, поведения. Именно способность к подражанию особенно в сфере выразительных движений, экспрессивных действий может стать причиной закрепления недопустимых способов эмоционального самовыражения в дальнейшем. Вот почему ссоры и выяснения отношений между членами семьи при детях, разговоры в повышенном тоне не допустимы. Следует помнить об этом и не демонстрировать эмоциональных реакций, вхождение которых в эмоциональный опыт малыша явно нежелателен и даже вреден.

    Эмоциональная жизнь, как свидетельствуют данные психофизиологии, самым тесным образом связана с деятельностью всех органов и систем человека, следовательно, от нее зависит здоровье детей, их самочувствие – нервно – психическое и даже физическое.

    Прежде всего, между родителями и детьми должны быть налажены искренние доверительные отношения. Эмоциональные откровения ребенка, желание выразить свои переживания, сокровенные чувства должны находить поддержку со стороны взрослых.

    Очень часто на детские откровения по поводу радостей и неудач, пережитых событий дети слышат слова взрослых: «Потом расскажешь», «не мешай», «замолчи, пожалуйста», «мне это неинтересно». Равнодушно отвечая на детские вопросы, проявляя безразличие к волнующим ребенка сторонам жизни, взрослые прорубают трещину во взаимоотношениях, которые со временем могут перерасти в отчуждение, полное непонимание его внутреннего мира.

    Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего маме и папе следует учитывать небольшой словарный запас малыша. Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой» и т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов), тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.

    1.3. Влияние семейных факторов на развитие личности и формирование эмоциональной сферы дошкольников

    Семья на протяжении всего периода взросления ребенка играет одну из определяющих ролей в развитии его личности: его эмоционально-волевая, нравственная сферы, особенности поведения, характер формируются в семье. Во многом психическое развитие ребенка определяется родительской позицией и родительским отношением. Ребенок очень чувствителен к тому, как относятся к нему родители. Он воспринимает родительское отношение и со временем осмысляет, любят его родители или нет, нужен он им, значим ли для них. Ребенок также формирует и свое отношение к родителям в зависимости от того, как они относятся к нему. Отношение к ребенку с первых дней его жизни как к субъекту и неповторимой личности, эффективное общение с ним являются важными факторами успешного продвижения ребенка в психическом развитии [12, c.53].

    Родительское отношение воздействует на все сферы личности ребенка, том числе оно влияет и на эмоциональную сферу личности, которая интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

    Проблема связи родительского отношения и эмоциональной сферы дошкольника актуальна в настоящее время в связи с кризисным состоянием современной семьи, увеличением числа проблемных семей и нарастанием проявлений отчужденности детей от родителей. От того, насколько родительское отношение благоприятно, зависит благополучие эмоциональной сферы ребенка.

    Изучением проблемы детско-родительских отношений в различных аспектах занимались многие отечественные и зарубежные авторы: оптимизация детско-родительских отношений через педагогическое просвещение родителей (Т. Н. Дронов, Г. Кравцов, А. Маркова, С. И. Мушенко), влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка (А. Я. Варга, А. И. Захаров, П. Ф. Лесгафт, А. В. Петровский, С. Соловейчик, В. В. Столин), типы нарушения семейного воспитания и развитие детей (А. А. Бодалев, Ю. Б. Гиппенрейтер, К. Леонгард, Н. Ю. Сигягина, Р. Снайдер, А. С. Спиваковская, А. Фромм, М. Хоментаускас, Э. Г. Эйдемиллер), формирование эмоций и взаимоотношения детей с родителями (Г. М. Бреслав, Т. А. Данилина, Е. И. Изотова) и др.

    В психологических исследованиях отмечается, что отношения родителей и детей имеют важное значение для развития эмоциональной сферы ребенка [7, 12, 13, 21].

    По мнению многих исследователей, неблагополучие в детско-родительских отношениях ведет к увеличению числа детей с различными нарушениями в эмоциональной сфере (М. И. Буянов, Х. Джайнот, В. А. Ильин, Е. В. Котова, Е. Б. Насонова, В. Сатир, Г. Т. Хоментаускас, А. И. Захаров).

    По данным анкетирования, проведенного В.В. Халиковой в 2010–2011 году, 86 % родителей признаются в том, что не могут взаимодействовать со своими детьми на эмоциональном уровне, не имеют достаточно свободного времени для общения с ними. Беседа с дошкольниками 5–6 лет показала, что 68 % детей дома предпочитают смотреть телевизор, а на вопрос «Чем ты любишь заниматься с мамой или папой?» 89 % отвечает – «ничем, они со мной не играют». Эти факты вызывают тревогу у педагогов, специалистов дошкольного учреждения. Целенаправленная организация совместной работы в триаде педагог–ребенок–родитель позволит скорректировать детско-родительские отношения [44, c.96].

    Большинство психологов считает, что психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. В литературе можно встретить различные классификации стилей и типов родительского воспитания, анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля воспитания (анализ часто носит клинический характер) [33, 39]. Так, например, А.Болдуин выделяет демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания.

    Демократический стиль характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

    При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушание, нерешительность, неагрессивность.

    При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией. Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев выделяют три типа неправильного воспитания:

    1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о "хороших детях". Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

    2. Гиперсоциализирующее воспитание — тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

    3. Эгоцентрическое — чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли "кумира семьи", "смысла жизни" [18, c.49].

    В зарубежных исследованиях выделяются два главных измерения родительского отношения: родительская теплота и родительский контроль [25, c.47].

    Термин «родительская теплота» используется для обозначения количества любви и одобрения, демонстрируемых родителями.

    Термин «родительский контроль» применяется для обозначения степени выраженности у родителей запретительных тенденций: так, запрещающие родители используют тотальный контроль. Эффективным же является систематический контроль, при котором сферы жизнедеятельности ребенка дифференцируются на зоны, подлежащие контролю и на зоны самостоятельности и полной ответственности ребенка. При такой форме контроля признается право ребенка на самостоятельность и автономию. Очевидно, что родителям важно сочетать душевную теплоту, отзывчивость и систематический (умеренный) контроль. Баланс этих двух составляющих окажет благотворное влияние на ребенка.

    Современная социальная, экономическая и политическая ситуация привела к тому, что, с одной стороны, отцы все больше отдаляются от семьи, чтобы материально обеспечивать жену и детей, с другой стороны, они вынуждены заниматься воспитанием детей, потому что их жены тоже много времени проводят на работе. В распавшихся или несостоявшихся семьях, чаще всего, отец становится «легендой», которую придумала мама. Российский менталитет не способствует тому, чтобы, не смотря на обстоятельства, ребенок чувствовал любовь и заботу обоих родителей.

    О роли и значении отца в жизни ребенка говорят в связи с возросшим количеством неполных семей, где мать одна воспитывает ребенка и вынуждена заменять ему отца. Определено, что мужчина учит ребенка уважению к женщине и милосердию к старости, великодушию к слабому, дает понятие о доброте, истинной силе. Дети запечатлевают отцовское отношение ко времени, его верность данному слову. Отец также необходим и для развития интеллекта ребенка. У мужчин лучше, чем у женщин развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. Отцу отводят немаловажную роль и в развитии нравственности ребенка. Следовательно, влияние отца на развитие личности ребенка трудно переоценить.

    Современные исследователи связывают с недостаточной представленностью мужской функции в семье многие психологические проблемы современного человека: диффузность идентичности, в том числе половой и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение [18, c.63].

    На сегодняшний день отцовство как вариант родительства рассматривается в меньшей степени, чем материнство. Постоянный акцент на роли матери привел к тому, что в XX веке понятие «родительство» и «материнство» стали употребляться как синонимы. А понятие «отцов ство» актуально обозначилось в конце XX – начале XXI века.

    Только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность. Что, несомненно, сказывается и на производственной сфере мужчины. Отцовство формирует основу самого насущного требования общества – социализации мужчин, связывая их обязательствами со своими детьми. Это обязательство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем благосостоянии детей, которое, в свою очередь, определяет будущее самого общества.

    Одной из характеристик отцовства является его отношение к детям. Особенности отцовского отношения к детям дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях практически не представлены. Это послужило основанием для классификации типов отцовского отношения к детям дошкольного возраста и изучения их особенностей.

    В психологической науке понятие «отцовское отношение к ребенку» практически не используется, а как бы подразумевается под «родительским отношением». Исходя из определения родительского отношения, предложенного А.Я. Варгой, В.В. Столиным, будем рассматривать отцовское отношение как систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [9, c.95]. Это отношение характеризуется:

    - определенными побуждениями (интерес, понимание необходимости взаимодействия, сотрудничества, общения);

    - тем или иным поведением (речь, действия, мимика, жесты);

    - эмоциями и чувствами (удовлетворенность общением, симпатии, антипатии, взаимное притяжение, положительные или отрицательные состояния);

    - познанием (восприятие другого человека, мышление, воображение, представление).

    Ещё несколько лет назад можно было согласиться с утверждением, что главная задача родителей – дать ребенку интеллектуальное развитие, а эмоциональная сфера сформируется сама. Теперь можно сказать, что все происходит с точностью до наоборот. Можно верить или не верить в теорию эволюции, но исследователи сходятся во мнении, что в современных детях природой заложены потребность и способность воспринимать и обрабатывать огромный поток информации. Случалось ли, что ваш ребенок настойчиво требует показать ему мультфильм. Потом еще один, потом еще?.. А поиграть с вашим мобильным телефоном для него - гораздо интереснее и желаннее, чем обняться или побегать с мамой? Ваш ребенок требует новой и новой пищи для ума, при этом эмоциональное развитие отстает. Бывают случаи задержки эмоционального развития (тяжелая форма которой - специфическая задержка психического развития, являющаяся заболеванием).

    Чтобы избежать этой проблемы, необходимо позаботиться о своевременной диагностике эмоционально-нравственного развития ребенка и, при необходимости, помочь этому развитию. Когда нужно это сделать, решать вам, ведь вы знаете своего ребенка лучше всех. Конечно, нет необходимости показывать ребенка психологу уже в первые месяцы жизни, так как эмоциональное развитие младенца в большей степени зависит от природных закономерностей, чем от ваших стараний. А вот дошкольнику это совсем не помешает.

    Психологами разработаны различные методы диагностики эмоционально-нравственного развития детей. Например, метод «сюжетные картинки»: ребенку показывают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и предлагают разложить их в две стопки по принципу «плохо-хорошо». Такие методы помогают диагностировать и скорректировать развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

    Выводы по первой главе.

    Психическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье.

    Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Эмоции представляют собой показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Появляется логика чувств, формируются устойчивые эмоциональные комплексы. Основные эмоционально-личностные проблемы дошкольников: страхи, повышенная тревожность, агрессивность и конфликтность.

    Во многом психическое развитие ребенка определяется родительской позицией и родительским отношением. Ребенок очень чувствителен к тому, как относятся к нему родители. Он воспринимает родительское отношение и со временем осмысляет, любят его родители или нет, нужен он им, значим ли для них. Ребенок также формирует и свое отношение к родителям в зависимости от того, как они относятся к нему. Отношение к ребенку с первых дней его жизни как к субъекту и неповторимой личности, эффективное общение с ним являются важными факторами успешного продвижения ребенка в психическом развитии.

    Подробнее на методах диагностики эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста мы остановимся во второй главе данного исследования.

      1   2   3

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом