Главная страница
qrcode

1. Мировоззрение, его исторические типы. Философия это мировоззрение


Название1. Мировоззрение, его исторические типы. Философия это мировоззрение
Дата11.09.2020
Размер0.76 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOtvety_na_voprosy_po_filosofii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40918
страница1 из 15
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
1. Мировоззрение, его исторические типы.
Философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека.Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение; система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.
философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных,
религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение может быть:
– идеалистическим;
– материалистическим.
Материализм – философское воззрение, основа бытия-материя. Согласно нему мир –
движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений,
идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает,
как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной;
нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.
Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.Идеал – это мечта:
– о совершенном обществе, в котором все честно;
– гармонически развитой личности;
– разумных межличностных отношениях;
– нравственном;
– прекрасном;
– реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения – это четко составленная система взглядов.Убеждения составляют:
– духовное ядро личности;
– основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
2. Предмет философии. Круг проблем философии. Функции философии.
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудростиэто наука о всеобщем, учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности,
придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия включает в себя:
– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
– теорию познания;
– проблемы теории познания и творчества;
– этику;
– эстетику;
– теорию культуры;
– свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии- существеннаячасть предмета философии.
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. (Предметом
философии называют круг вопросов, которые она изучает.) Философия не нацелена на определение внешних взаимодействий и точных границ между частями и частицами мира, а на то,
чтобы понять их внутреннюю связь и единство, найти высшее начало и смысл бытия.
Фундаментальные проблемы– это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.
Функции философии:
мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);т.е. мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем, а мир-ие индивида может быть сформировано в результате научного образования либо сформироваться стихийно под воздействием социального окружения.
методологическая функция (общее учение о методе и совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Эти принципы могут быть различны. Например, можно подойти к одному и тому же изучаемому явлению как к развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному. В зависимости от этого и результаты исследования, и практические выводы из него будут существенно различаться. В
истории философии прослеживаются два основных метода- диалектика и метафизика.

Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.

Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов,
метафизика сводит все изменения в мире только к качественным.

Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.
гуманистическая (воспитание личности в духе гуманизма, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования). Каждый из классиков философии,
развивая учение о человеке, по-новому проявлял важную грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическое первоначало человека, то ли его зависимость от социальной среды. Кант в «критике чистого разума» сформулировал три вопроса,
исчерпывающих проблему «человек и окружающий мир»: Что я могу знать?Что я должен
делать?На что я могу надеяться?
– общекультурная. Цицерон заявлял «культура духа есть философия». Интегративная рольфилософия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. Но философия также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира,
новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения.
прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
критическая функция (принцип «подвергай все сомнению» - важный критический подход к существующему знанию и социокультурным ценностям);
аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей:
нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
социальная функция (объясние социального бытия и способствование его материального и духовного изменения).
3. Основной вопрос философии и его две стороны.
Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.
Основной, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет два аспекта – онтологический и гносеологический.
(перерисовать таблицы в виде схемы и вставить скан сюда)
Онтологическая сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие
(материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Гносеологическая
сторона– вопрос о том, познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким,
каким он существует в действительности?
В зависимости от решения онтологической стороны ОВФ все философские учения делятся на два направления: материализм и идеализм.
Материалисты считают, что первичным и определяющим является материя, т.е. она существует независимо от сознания, существовала до него и на определенной ступени своего развития породила сознание как свой продукт. Поэтому сознание подчиняется общим законам материального мира. Достоинства– опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения)
и всего идеального.
Идеалисты считают, что первичным и определяющим является мышление, какое-то духовное начало. Они исходят из того, что мышление, сознание или дух существует независимо от материи и тем, или иным путем порождает материю как свой продукт. Материализм согласуется с научным мировоззрением, а идеализм – с религиозным. Однако идеализм и религия различаются последняя требует принятия своих положений на веру, в то время как идеализм пытается доказать эти положения. Идеализм как философское направление существует в двух формах: в форме
объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое существует объективно, т.е. независимо от нашего сознания, вне нас - это Бог, мировой дух, абсолютная идея.Субъективный идеализм за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое является субъективным, т.е.
зависит от субъекта – это человеческая мысль, ощущения и понятия. Вторая (гносеологическая)
сторона ОВФ рассматривает отношение нашего сознания к окружающему миру и выступает как проблема познаваемости мира.
В зависимости от решения допускается два ответа:
— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;
— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид
Юм, Иммануил Кант.
4. Натурфилософия милетской школы античности.
Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
I.
натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе –
милетцы, элеаты, пифагорейцы);
II.
гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
III.
классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
IV.
период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);
V.
неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
Характерные черты античной философии
Античная философия сформировалась в VIII-VII вв. до н.э. Первой философской школой являлась школа города Милета (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:
Фалес (основоположник школы(625-547 гг.).) – астроном, политический деятель, произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;Он установил, что год равняется 365
дням, научился предсказывать солнечные затмения, сформулировал теорему Фалеса (Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки). Как философ, Фалес интересовался вопросами натурфилософии.
Анаксимандр (610-546 гг., ученик Фалеса)создал солнечные часы и карту ойкумены
(«обжитого пространства»).
Источником всего сущего
Анаксимандр считал апейрон(«бесконечное, неопределенное») – некое невидимое глазу первовещество,
первоматерию, вечное начало, из которого все возникло. Миробразовался в результате борьбы возникших из апейрона противоположностей – сухого и холодного (земли), влажного и горячего
(воздух), сухого и горячего (огня). Земля имеет форму цилиндра и покоится в подвешенном
состоянии, окруженная воздушной, водной и огненной сферами. Анаксимандру принадлежит первая зоогеническая концепция: жизнь зародилась в воде, затем водные существа вышли из нее,
сбросив чешую; от них произошел человек.
Анаксимен (ученик Анаксимандра
(588-525 гг.)) – первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей; Все тела и субстанции возникают путем сгущения и разрежения воздуха. Воздух охватывает всю вселенную.
Там, где воздуха много, по мнению Анаксимена, идет дождь. Анаксимен также считал, что земля подобна столбу и освещается плоским солнцем.
Таким образом, основу учения милетцев составляли вопросы о происхождения мира. Главной особенностью их философии было признание первосущности мира.
5. Две линии в Античной философии: Демокрит и Платон.
В это время в древнегреческой философии начали формироваться две основные линии. Демокрит
—представитель материалистического направления. Вторая линия Платона —объективного идеалиста. Эпоха Демокрита и Платона — эпоха зрелости античной философии, т.е. поляризация философии на материализм и идеализм.
Демокрит(ок. 460 г. — ок. 370 г. до н.э.) открыл материалистическое видение картины мира
атомистический материализм,он признавал два начала — атомы и пустоту. Согласно
Демокриту, атомы — суть элементы, из которых состоит вся природа. При этом атомы, то есть неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, порядком и положением:

по форме — треугольник, угол, крючок, якорь и т.п. Бесконечное число форм атомов объясняет бесконечное разнообразие явлений и их противоположность друг другу;

по величине (иногда бывают малы настолько, что не воспринимаются органами чувств, а иногда — велики). Величина отражает разнообразие предметного мира;

по порядку и положению. Здесь можно говорить о феноменальном предвидении
Демокрита в будущем молекулярном учении. Порядок и положение есть причина разнообразия соединения атомов.
Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к их гибели.
Вторым фундаментальным философским направлением античности стал идеализм, что также было вызвано объективным течением общественных процессов и развитием древнегреческой цивилизации. Главным представителем объективного идеализмабыл Аристокл из Афин, он же
Платон(427-347 гг. до н.э.).
Платон исходил из того, что мир реальных вещей есть бледное отражение мира идей. Мир идей есть реальный мир. Он вечен, постоянен. Идеальный мир — это и есть бытие, сущее. А
сущее понимается Платоном как вечное и неизменное. Изменений по Платону не происходит,
идеальный мир постоянен. Идеализм Платона метафизичен.
В целом заслугой Платона является то, что он серьёзно относился к познанию мира посредством его идеального представления. Мир идей, эйдосов существует, как мир вещей, объективно, вне сознания людей.
Теория идей Платона составляла основное содержание греческой философии. По Платону, прежде всего, надо различать, что всегда существует, но никогда не становится и, что всегда становится,
но никогда не существует. Это — искусственное разделение им явления и сущности, абстрактного и конкретного, относительного и абсолютного и т.п.; оно у него распространялось на всё бытие.
6. Сократ: проблема человека.
Поворот от космоса к человеку сделал Сократ, поставивший проблемы смысла человеческой жизни, смерти и др. Гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, знанию «самого себя», прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
Школа Сократа.
Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом,
философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров;
развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
У Сократа было множество учеников, среди которых самые знаменитые — Платон, Ксенофонт,
Антисфен, Алкивиад и некоторые другие. «Он первым стал рассуждать об образе жизни и первым из философов был казнен по суду». В 399 г. Сократ был обвинен «в том, что не чтит богов,
которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то — смерть». Добродетель, с точки зрения Сократа, является высшим и абсолютным благом, составляющим цель человеческой жизни, ибо только добродетель дает счастье.
Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию. Подлинно храбрым является тот, кто знает, как нужно вести себя в опасности, и именно так поступает; подлинно справедливым является тот, кто знает, что подобает делать в делах государственных, и делает именно это; подлинно благочестивым окажется тот, кто знает, что следует делать в религиозных обрядах и таинствах, и поступает именно так и т. д. «Между мудростью и нравственностью Сократ не находил различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек,
понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководится этим в своих поступках и, наоборот,
зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его». Добродетель неотделима от знания.
Люди поступают безнравственно, заблуждаются и страдают именно потому, что не знают,
что есть добро, а что — зло. Добродетели можно и должно научиться. Однако Сократ не учил добродетели так, как учили софисты, предпочитая речам и наставлениям непосредственный разговор с собеседником. Отсюда название его философского метода — диалектика. Диалектика состоит из иронии и майевтики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом