Главная страница
qrcode

3 курс лекции по педагогике (z-lib.org). Древне-греческая педагогика


НазваниеДревне-греческая педагогика
Дата03.07.2020
Размер0.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла3 курс лекции по педагогике (z-lib.org).doc
ТипЗакон
#40786
страница1 из 14
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Педагогика – (греч.) – детоводитель; в Др. Греции называли раба, который водил ребенка в школу, постепенно педагогика стала употребляться в более широком смысле для обозначении «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать и обучать.

Педагогика – наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.



время
имена
идеи
Древне-греческая педагогика
460-370 до н.э
Демокрит
Обобщение всех знаний - воспитание
469-399,

427-347,

384-322г. до н.э
Сократ

Платон

Аристотель
Идеи и положения связанные с воспитанием
35-96г.
Марк Квинтилиан
«Образование оратора»
Эпоха Средневековья
160-222,

354-430,

1225-1274г.
Тертуллиан

Августин

Аквинт
Создание обширных педагогических трудов (религиозное восптание – наука не ушла далеко)
Эпоха Возрождения
1466-1536,

1378-1446,

1494 -1553,

1533-1592г.
Роттердамский

Витторино де Фельтрэ

Рабле

Монтень
Гуманистическая педагогика, во главе всех познаний – человек.
XVI – XVIIв.
1592-1670г.
Я.А. Коменский
«Великая дидактика». Обособление науки – XVIIв.
1632-1704г.
Дж. Локк
«Мысли о воспитании»
XVIII – XIXв.
1712-1778г.
Ж.Ж. Руссо
Против пустых слов, борьба с вербализмом.
1746-1827г.
Песталоцци
Прогрессивная теория обучения
1776-1841г.
Гербарт
Ψ обучения и дидактики
1790-1886г.
Дистервег
Изучение педагогических противоречий в педагогических явлениях.
XIX –XXв.
1811-1848,

1812-1870,

1828-1889,

1836-1861г.
Белинский

Герцен

Добролюбов

Чернышевский
Создание многочисленных трудов русскими мыслителями.
1828-1910,

1810-1881г.
Л.Н. Толстой

Н.И. Пирогов
Преобразование народного воспитания.
1824-1871г.
К.Д. Ушинский
«Педагогическая антропология» (3-ех томник).
XIX –XXв. Исследования в США.
1859-1952,

1874-1949г.
Дьюи

Торндайк
Начало исследований педагогических проблем. Создание новых педагогических технологий.
XXв.

1884-1941г.
Блонский
«Педагогика» (1922г.)
1878-1934г.
Шацкий
Развитие народного образования.
1869-1939г.
Н.К. Крупская
Создание новой советской школы.
1888-1939г.
А.С. Макаренко
«Педагогическая поэма», педагогическое руководство коллективом.
1918-1970г.
В.А. Сухомлинский
Исследовал моральные проблемы молодежи.

Педагогика →предмет изучения: Воспитание – целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности. →задачи: 1)Разработка теоретических и методологических основ воспитательных процессов; 2)внедрение в практику современных педагогических технологии обучения и воспитания и другие. →отрасли:


1

история педагогики
(понимая прошлое, заглядываю в будущее)



общая педагогика
( базовая научная дисциплина)

1-уровень: теоретический, 2-уровень: прикладной.

Разделы: Общие основы,

Дидактика (теория обучения),

Теория воспитания,

Школоведенье.

(сейчас это отдельные отрасли)

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Возрастная педагогика
Семейная КоррекционнаяСоциальнаяметодика
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ преподавания
Дошкольная Школьная Тифлопедагогика Олигофренопедагогика

Сурдопедагогика

Связь с другими отраслями знаний:

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философияявляется фундаментом педагогики. Философия воспитания - это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Одна из задач философии воспитания состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания. В основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции, союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей вос­питания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества и т.п. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эсте­тика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.

Данные социологии - еще одной области философских знаний о состоянии современного общества - необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах образования и воспитания.

Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику - эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей - педагогической психологии и психопедагогики.

Анатомия и физиология - основа для понимания биоло­гической сущности человека, особенностей развития орга­низма на каждом возрастном этапе. Научные знания о выс­шей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и пси­хическим развитием детей. Те же знания являются осново­полагающими при разработке режима жизни детей, организации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных учреждениях, особенно чех, которые пред­назначены для детей раннего и дошкольного возраста.

В 60 70-е гг. нынешнего столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, ки­бернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической ло­гики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.

Т.о., на соплеменном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.


  • знаний, умений, навыков подрастающему поколению, руководство его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования. (З – отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, законов, понятий науки; У–готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных З; Н – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до автоматизма путем их многократного повторения.)

    2

    1. В широком социальном смысле — это пе­редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы — словом, все созданное в процессе исторического разви­тия духовное наследие человечества. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует об­щество. Именно поэтому воспитание — это общая и вечная ка­тегория. Многие философы, анализируя законы, управляющие об­щественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил обще­ства. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-историчес­кий характер. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только про­фессиональные педагоги в специально созданных учебно-вос­питательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литерату­ра, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

      В узком социальном смысле под воспитанием понима­ется направленное воздействие на человека со стороны общест­венных институтов с целью формирования у него определен­ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание — это спе­циально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

      В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

      Следующая основная категория педагогики — Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоз­зрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями.

      Основу обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усво­ения. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие ми­ровоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки.

      Поэтому обучение имеет воспитыва­ющий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обу­чая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

      результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представле­ний об изучаемых предметах. Образование — это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образо­вания отождествлялось с формированием человека. Сейчас ог­ромный объем знаний, накопленных человечеством, не позво­ляет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

      Образованным принято называть человека, который овла­дел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостаю­щие звенья в системе знаний с помощью логических рассужде­ний. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» — большая доля истины. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого соб­ственной деятельностью, собственными силами. Общее образование дает знание основ наук о природе, об­ществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей разви­тия в окружающем человека мире, необходимые каждому чело­веку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

      3
      Объем и направленность общего образования регули­руются государством, во многих развитых странах общее (оно же среднее) образование обязательно.

      Педагогика широко использует междунаучные понятия «фор­мирование» и «развитие». — процесс становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, эко­номических, идеологических, психологических и т. д. Воспита­ние — один из важнейших, но не единственный фактор фор­мирования личности. Формирование подразумевает некую за­конченность человеческой личности, достижение уровня зре­лости, устойчивости.

      Понятие «формирование» мы считаем еще не установив­шейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературу прежних лет понятие «формирование» нередко употребляло для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П.Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание — «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности»1.

      Неопределенны границы применения в педагогике еще о, одного общенаучного понятия — . Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, не-прекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

      Развитие личности — сложнейший процесс объективно действительности. Для углубленного изучения этого процесс современная наука пошла по пути дифференцирования cсоставных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

      К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

      В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Согласно другому, тоже широкому, определению — это учение о методе на­учного познания и преобразования мира. В современной литературе идет речь прежде всего о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах по­строения, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Для того чтобы определить место методологии в общей системе методологического знания, нужно учесть, что раз­личают несколько уровней методологии. Содержание перво­го из них - философские знания. Второй уровень - обще­научная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследова­ний, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет ис­следования, цель, задачи и т.д.). Третий уровень - кон­кретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной четвертый
      уровень, образуемый методикой и техникой исследования. Зачем нужно знать методологию, видно сразу — без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыс­лению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

      Однако методологическая культура нужна не только научному работнику. В более общем смысле можно ут­верждать, что методологическая культура — это культура мышления, основанная на методологических знаниях. Для учителя обладать методологической культурой - значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Основными составными частями культуры этого вида яв­ляются: проектирование и конструирование учебно-воспи­тательного процесса; осознание, формулирование и творче­ское решение педагогических задач; методическая рефлек­сия.
      4

      Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности учителя, характеризуют его как творческую личность.
  •   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    перейти в каталог файлов


    связь с админом