Главная страница
qrcode

Методические рекомендации по изучению курса Логопедия Дизартрия для бакалавров обучающихся по направлению 44. 03. 01 Педагогическое образование


НазваниеМетодические рекомендации по изучению курса Логопедия Дизартрия для бакалавров обучающихся по направлению 44. 03. 01 Педагогическое образование
Дата03.09.2020
Размер0.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛогопедия Дизартрия.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#40890
Каталог
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
КАФЕДРА «Дефектология и инклюзивное образование»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению курса «Логопедия: Дизартрия»
для бакалавров обучающихся
по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»
форма обучения –очная, очно-заочная, заочная
Ростов-на-Дону – 2019
Методические указания по курсу «Логопедия: Дизартрия» Составитель –
д.п.н., доцент М.Л. Скуратовская
Методические рекомендации по изучению курса «Логопедия: Дизартрия»
для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование»
В методические рекомендации включено: темы контрольных работ в
форме рефератов, методические рекомендации к написанию реферата, темы
курсовых работ, методические рекомендации к написанию курсовой работы,
методические рекомендации к подготовке к экзамену, вопросы к экзамену.
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Цели дисциплины:
Формирование профессионального мышления студентов, систематизация, расширение и углубление имеющихся знаний о своеобразии речевого развития детей с дизартрией, о причинах и механизмах данного нарушения, неврологическими основами дизартрии; особенностями речевой деятельности детей с дизартрией.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний,
умений, навыков и (или) опыта деятельности
Контрольная работа в форме реферата
Контрольная работа – это один из основных видов самостоятельной работы обучающихся и важный этап их профессиональной подготовки. Основными целями написания контрольной работы являются: расширение и углубление знаний обучающихся, выработка приемов и навыков в анализе теоретического и практического материала, а также обучение логично, правильно, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли в письменном виде.
Обучающийся, со своей стороны, при выполнении контрольной работы должен показать умение работать с литературой, давать анализ соответствующих источников, аргументировать сделанные в работе выводы и, главное, – раскрыть выбранную тему.
Бакалавры заочной формы обучения в соответствии с учебным планом выполняют по дисциплине
«Логопедия.Часть3» контрольную работу.
Контрольная работа выполняется в форме написания реферата. Вариант задания на контрольную работу определяется по начальной букве фамилии студента.
При подготовки контрольной работы студенту необходимо обратить внимание на:
1) степень раскрытия сущности проблемы (соответствие содержания теме реферата; полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме);
2) соблюдение требований по оформлению (правильное оформление текста реферата, ссылок на используемые литературные источники; соблюдение требований к объему реферата; грамотность и культура изложения);
Студентам в процессе написания контрольной работы в форме реферата необходимо выполнить ряд требований по оформлению:
1. Титульный лист с указанием варианта.
2. Текст должен быть написан грамотно в редакторе Word. Шрифт: Times
New Roman, кегль – 14, интервал – полуторный. Выравнивание по ширине. Все поля по 20 см.
3. Таблицы с исходной информацией должны иметь подстрочную (внизу таблицы) ссылку на источник информации и номер страницы источника, откуда эта информация получена. Все таблицы должны быть пронумерованы и иметь названия;
4. Все части работы необходимо озаглавить, станицы – пронумеровать;
5. Работа должна заканчиваться списком использованных источников в соответствии с принятой последовательностью: законы, указы, нормативные и директивные документы, первоисточники. Специальную литературу необходимо излагать в алфавитном порядке с указанием: автора; названия литературного источника; города; издательства; года издания; страницы, содержащей использованную информацию. В конце работы (после списка использованной литературы) должен быть указан перечень привлеченных статистических материалов (инструкции, формы статистических отчетов и их данные).
Номер варианта контрольной работы зависит от начальной буквы фамилии обучающегося и определяется на основе данных приведенной ниже таблицы.
Таблица – Выбор темы контрольной работы
Начальная буква
фамилии студента
Номер задания
контрольной работы
Начальная буква
фамилии студента
Номер задания
контрольной работы
А
1
П
15
Б
2
Р
16
В
3
С
17
Г
4
Т
18
Д
5
У
19
Е
6
Ф
20
Ж
7
Х
1
З
8
Ц
2
И
9
Ч
3
К
10
Ш
4
Л
11
Щ
5
М
12
Э
6
Н
13
Ю
7
О
14
Я
8
По контрольной работе проводится устный опрос (зачет контрольной работы), после которого магистрант приступает к сдаче промежуточной аттестации в форме экзамена
Темы рефератов
1.
Cтруктypa речевого дефекта при различных формах дизартрии.
2.
Механизм нарушений и специфика артикуляции гласных звуков при неречевых проявлений.
3.
Особенности звукопроизношения при мозжечковой дизартрии.
4.
Профилактика речевых нарушений у ребенка с явлениями церебрального паралича.
5.
Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией.
6.
Развитие физиологического и речевого дыхания.
7.
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией.
8.
Современные представления об апраксии.
9.
Состояние общей моторики у лиц с бульбарной дизартрией.
Характеристика неречевых проявлений.
10.
Характеристика просодических расстройств при спастическом варианте псевдобульбарной дизартрии.
11.
Специфика дыхательных и фонационных расстройств;
12.
Технология и приемы обследования состояния физиологического и речевого дыхания.
13.
Формирование фонетической стороны речи при дизартрии.
14.
Характеристика просодических расстройств при псевдобульбарной дизартрии.
15.
Профилактика речевых нарушений у ребенка с явлениями церебрального паралича.
16.
Виды артикуляционной гимнастики. Методические требования к ее проведению.
17.
Упражнения для развития подвижности мимической мускулатуры.
18.
Этапы и основные направления коррекционно-логопедической работы.
19.
Развитие двигательной сферы (развитие общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики):Артикуляционная гимнастика на развитие кинестетической организации артикуляционных движений. Методические требования к ее проведению.
20.
Основные задачи и принципы коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии.
Критерии оценивания: полнота раскрытия содержания реферата, умение использовать термины, приводить примеры, делать выводы, оформление реферативной работы.
По результатам устного опроса по контрольной работе обучающемуся выставляется оценка «зачтено», или «незачтено».
Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если:
- представленная тема является актуальной, реферат соответствует требованиям (достаточного объема, структурирован, в нем обосновывается тема и формулируется проблема, завершается краткими выводами).
- обучающийся демонстрирует базовые знания, умения и навыки, примененные при выполнении контрольной работы;
- у обучающегося не имеется затруднений в использовании научно- понятийного аппарата в терминологии курса, а если затруднения имеются, то они незначительные;
- на дополнительные вопросы преподавателя, обучающийся дал правильные или частично правильные ответы;
- методические рекомендации при подготовки контрольной работы выполнены в полном объеме.
Компетенция(-и) или ее (их) часть(-и) сформированы на базовом уровне
(уровень 1) (см. табл. 1).
Оценка «не зачтено»ставится обучающемуся, если:
- представленная тема является актуальной, но реферат не отвечает требованиям к данному виду работы или если представленная тема не является актуальной, реферат существенно не отвечает требованиям к данному виду работ.
- обучающийся имеет представление о содержании темы, но не знает основные положения (темы, раздела, закона и т.д.), к которому относится задание, не способен выполнить задание с очевидным решением, не владеет навыками в области изучаемой дисциплины;
- обучающийся не демонстрирует базовые знания, умения и навыки, необходимые для выполнения заданий контрольной работы;
- в процессе ответа по теоретическому и практическому материалу, содержащиеся в контрольной работе, допущены принципиальные ошибки при изложении материала;
- методические рекомендации при подготовки контрольной работы не выполнены в полном объеме.
Компетенция(-и) или ее (их) часть(-и) не сформированы.
Методические указания по подготовке и написанию курсовой работы
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков творческого решения за- дач в ходе научного исследования.
Курсовая работа – это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента, содержащий систематизированные сведения по определенной теме.
Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.
В курсовой работе должны быть представлены два аспекта изучения проблемы исследования: теоретический и практический. В связи с этим в работе обязательны как анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, так и описание методов и приемов коррекционно- логопедической работы на конкретном дидактическом материале.
Подготовка и написание курсовой работы способствуют развитию у
студентов навыков научно-исследовательской деятельности, необходимых в процессе дальнейшего обучения для успешного выполнения выпускной квалификационной работы.
В курсовой работе целесообразно представить анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования и разработать программу констатирующего эксперимента и определить направления и содержание коррекционно- логопедической работы.
Студент выполняет курсовую работу по утвержденной теме под руководством научного руководителя. Тема регистрируется на кафедре. Научный руководитель осуществляет текущее руководство курсовой работой, включающее систематические консультации с целью оказания организационной и научно- методической помощи студенту, контроль выполнения работы, проверку содержания и оформления завершенной работы.
Выбор и утверждение темы курсовой работы. Студент выбирает тему курсовой работы из числа тем, предложенных кафедрой или предлагает свою тему, которая может корректироваться научным руководителем.
Тематика курсовых работ утверждается кафедрой. Студент имеет право предложить тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
При выборе темы студент должен исходить из своих интересов, склонностей и объективных возможностей. Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структурными элементами курсовых работ являются: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, включающая в себя три главы; заключение; список литературы; приложения.
Титульный лист является первым листом курсовой работы и служит источником информации, необходимый для обработки, хранения и поиска работы.
Титульный лист курсовой работы должен содержать следующие сведения: наименование вуза, кафедры; название темы курсовой работы; название вида документа (курсовая работа); сведения об исполнителе (Ф.И.О студента); сведения о научном руководителе (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание); наименование года выполнения.
Оглавление должно содержать перечень структурных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторас- положение в тексте.
Введение характеризует актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике и должно содержать: актуальность, цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи исследования, методы исследования.
Основная часть включает три главы: первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования; во второй главе
описывается организация и методика констатирующего эксперимента, а также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов; в
третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.
Главы следует делить на параграфы. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Выводы по главам характеризуют в сжатом виде итоги проделанной работы в соответствии с поставленными задачами.
В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики, излагаются предложения и рекомендации по вне- дрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В заключении не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности вы- водов, сделанных по главам.
Список литературы включает всю литературу, изученную автором работы в такой последовательности: Законы РФ; официальные материалы Министерств и ведомств РФ; монографии, научные статьи, периодические издания и др.
Источники, используемые студентами в работе, могут быть как в текстовом, так и в электронном виде. В работе должно быть использовано не менее 30 источников.
Основные требования, предъявляемые к списку литературы: соответствие теме курсовой работы и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения; наличие опубликованных отечественных и зарубежных документов; разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные и др.; отражение психолого-педагогического знания за последние 3-5 лет.
Библиографические описания документов в списке литературы оформ- ляются в соответствии с требованиями Госстандарта. В библиографических описаниях допускаются сокращения в области выходных данных по ГОСТ.
Библиографические описания документов располагают в алфавитном порядке: указывается фамилия, инициалы автора, наименования работы, место издания, издательство, год издания, общий объем или страницы материала, относящиеся к теме исследования (периодические издания). Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой. Для проведения курсового исследования рекомендуется психологическая периодика, например, журналы «Школьный логопед», «Дефектология», «Логопед», «Логопед в детском саду» и др.
Вспомогательные указатели. В состав вспомогательных указателей курсовой работы могут входить: список сокращений; список условных обозначений. Список сокращений оформляется в виде алфавитного перечня принятых в тексте курсовой работы сокращений и аббревиатур и соответствующих им полных обозначений понятий. Список условных обозначений оформляется в виде перечня использованных в тексте курсовой работы условных обозначений с соответствующей их расшифровкой.
Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать материалы, дополняющие текст: промежуточные формулы и расчеты, таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера,
инструкции, анкеты, методики, протоколы исследований и т д.
Правила представления приложений: приложения помещают в конце курсовой работы; каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок; приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией, номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение»; приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.
В основной части курсовой работы на все приложения должны быть ссылки.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТОВОЙ
ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Содержание текстовой части курсовой работы может быть представлено в виде собственно текста, таблиц и других составляющих.
Текст курсовой работы. При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:
-Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
-Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
-Логичность
– которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
-Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
-Точность
формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.
Курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента.
Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки.
Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность ин- формации. Правила обозначения таблиц: каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание; название помещают над таблицей; таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста; слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы; если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют.
Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении.
На все таблицы в тексте курсовой работы должны быть ссылки.
Иллюстрации. К иллюстрациям относятся: фотоснимки, репродукции, ри- сунки, эскизы, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в курсовой работе.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ
РАБОТЫ
Правила оформления текста курсовой работы определяются требованиями
ГОСТов. Текст курсовой работы должен быть выполнен с применением компьютера; рукописные варианты не допускаются.
Страницы текста курсовой работы должны быть формата А4. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм. Объем печатного текста курсовой работы, выполненного через полтора интервала, должен составлять от 25 до 40 страниц. В этот объем входят список литературы, таблицы, рисунки.
Нумерация страниц курсовой работы. Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Номера страниц ставятся в правом нижнем углу страницы. Иллюстрации, таблицы учитываются как страница текста. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами с точкой.
Введение, главы основной части, заключение, список литературы и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы располагаются по порядку друг за другом. Параграфы внутри главы отделяются друг от друга 2 пробелами.
Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая а выделяя полужирным шрифтом..
Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть 2 интервала.
Текст печатается 14 кеглем, на одной стороне листа, через полтора интервала между строк (в таблице допускается печать через один интервал), с полями: верхнее – 20, правое – 10, левое – 30, нижнее – не менее 20 мм. Интервал между абзацами отсутствует. Отступ слева («красная строка») – 1,25. Шрифт
Times New Roman.
Примерные темы курсовых работ
1.
Особенности развития речевой моторики у детей с дислалией.
2.
Развитие слухового восприятия и его влияние на речевое развитие ребёнка.
3.
Системный подход к выявлению нарушений звуковой стороны речи.
4.
Взаимосвязь в развитии фонематического слуха и звукопроизношения;
5.
Особенности развития фонематических процессов при дислалии.
6.
Коррекция нарушения свистящих звуков у дошкольников (учащихся).
7.
Коррекция нарушения шипящих звуков у дошкольников (учащихся).
8.
Преодоление ротацизмов на индивидуальных занятиях.
9.
Неврологические основы дизартрии. Особенности артикуляционной моторики.
10.
Преодоление ламбдацизмов с использоваием игровых приёмов.
11.
Развитие зрительной функции и её влияние на речевое развитие ребёнка.
12.
Дефекты в строении артикуляционного аппарата и их влияние на развитие речи ребёнка.
13.
Развитие речевой моторики при дизартрии.
14.
Комплексный подход к выявлению структуры дефекта при дизартрии.
15.
Естественнонаучные психофизиологические основы логопедии.
16.
Использование артикуляционной гимнастики при дизартрии.
17.
Этапы и направления логопедической работы по формированию правильного произношения.
18.
Проблема мышления и речи в исследованиях Л.С.Выготского
19.
Логопедическая работа по формированию фонематического слуха у дошкольников.
20.
Система коррекционной работы при спастической форме псевдобульбарной дизартрии.
21.
Развитие речевого дыхания при дизартрии.
22.
Значение исследований М.Е.Хватцева для развития логопедии.
23.
Взгляды О.В.Правдиной на этиологию и классификацию речевых нарушений
24.
Принципы и методы логопедического воздействия
25.
Проблема выявления речевых нарушений в исследованиях
Р.Е.Левиной.
26.
Дифференцированный подход к развитию артикуляционной моторики при развичных видах сигматизма свистящих.
27.
Нарушение звукопроизношения у детей и методы его выявления.
28.
Нарушение артикуляционной моторики у детей и методы их выявления.
29.
Значение наследия М.Ф. Фомичёвой для развития логопедии.
30.
Преодоление нарушений речевого и моторного развития у де¬тей с дизартрией.
31.
Преодо¬ление нарушений голосообразования у детей с дизартрией.
32.
Комплексный подход в коррекции дизартрии.
33.
Система логопедического воздействия по преодолению дизартрии
34.
Коррекция звуковой стороны с использованием дидактических игр
35.
Дифференцированный подход к формированию артикуляционной моторики у дошкольников, страдающих дислалией и дизартрией
36.
Развитие речевого дыхания у детей, страдающих дизартрией
Критерии оценивания курсовой работы:
При оценивании работы принимаются во внимание: актуальность темы исследования; соответствия содержания работы теме; глубина проработки материала; правильность и полнота разработки поставленных вопросов; результативность проведения эмпирических исследований или эксперимента; значимость выводов для последующей практической деятельности; соответствия оформления курсовой работы стандартам.
«отлично» выставляется за курсовую работу, в которой: используется основная литература по проблеме; даны теоретическое обоснование актуальной темы исследования и анализ психолого-педагогической практики; показано применение научных методик и передового опыта в своей работе с испытуемыми, обобщен собственный опыт, иллюстрируемый различными наглядными материалами, сделаны выводы и даны практические рекомендации; работа безукоризненна в отношении оформления; все этапы курсового исследования выполнены в срок; студент ответил на все вопросы при защите работы.
«хорошо» выставляется в случае, если: использована основная литература по теме; даны теоретическое обоснование и анализ передового опыта работы; все этапы выполнены в срок; работа правильно оформлена; недостаточно описан личный опыт работы, применение научных исследований и передового опыта работы; студент ответил не на все вопросы при защите курсовой работы.
«удовлетворительно»: библиография ограничена; нет должного анализа литературы по проблеме; хорошо обобщен собственный опыт работы; оформление работы правильное; большая часть работы выполнена в срок; студент не ответил на вопросы при защите курсовой работы.
«не удовлетворительно»: библиография не соответствует требованиям; нет должного анализа литературы по проблеме; отсутствует обобщенный собственный опыт работы; оформление работы не правильное; большая часть работы выполнена с отставанием от срока; студент не готов к защите курсовой работы.
Методические указания по подготовке к экзамену
Промежуточная аттестация – форма заключительной проверки знаний, умений, навыков, степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. Проводится в форме экзамена.
Необходимо начинать готовиться к промежуточной аттестации заранее, составляя план на каждый день подготовки. Перед началом подготовки
необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые части, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые части материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сократить, представив его в виде схемы. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
Рекомендуется использовать различные приемы для лучшего понимания и запоминания материала: чертить схемы, оформлять материал в таблицы, конспектировать с выделением пунктов плана. Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, по сравнению с многократным чтением, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
При подготовке к промежуточной аттестации необходимо чередовать теоретические и практические вопросы, что разнообразит деятельность, обеспечивая ей большую эффективность. Активную интеллектуальную деятельность необходимо чередовать также с упражнениями, способствующими снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Вопросы к экзамену
1.
Дизартрия. Определение. Этиология. Классификация Клинико- психологическая характеристика детей с дизартрией.
2.
Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.
3.
Психолингвистические аспекты дизартрии.
4.
Симптоматика при дизартрии.
5.
Классификация дизартрии.
6.
Основные синдромы дизартрии.
7.
Подкорковая дизартрия. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления.
8.
Корковая дизартрия. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления. Варианты корковой дизартрии.
9.
Премоторная апраксическая дизартрия. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления.
10.
Постцентральная апраксическая дизартрия. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта.
11.
Бульбарная дизартрия. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления.
12.
Экстрапирамидная (подкорковая) дизартрия. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления.
13.
Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления.
14.
Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. Локализация очага поражения, структура дефекта. Дифференциальная диагностика от бульбарной дизартрии.
15.
Мозжечковая дизартрия. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления.
16.
Отграничение дизартрии от схожих состояний.
17.
Обследование детей с дизартрией.
18.
Обследование и логопедическое заключение при дизартрии.
19.
Основные направления, задачи и принципы коррекционно- педагогической работы при дизартрии.
20.
Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии.
21.
Коррекция звукопроизношения.
22.
Нормализация мышечного тонуса и речевой моторики у детей с дизартрией.
23.
Коррекция физиологического и фонационного дыхания и голоса при дизартрии.
24.
Нормализация просодической стороны речи.
Формирование артикуляционного праксиса у детей с дизартрией.
25.
Особенности логопедической работы при бульбарной, псевдобульбарной и мозжечковой формах дизартрии.
26.
Особенности коррекционно-логопедической работы при экстрапирамидной и корковой дизартрии.
27.
Коррекционно-логопедическая работа при детской псевдобульбарной дизартрии. Характеристика I периода работы.
28.
Особенности коррекционно-логопедического воздействия при детской псевдобульбарной дизартрии (II-III период).
29.
Приемы выполнения пассивной артикуляционной гимнастики.
30.
Приемы проведения активной артикуляционной гимнастики.
31.
Развитие артикуляционного праксиса.
32.
Приемы выполнения расслабляющего массажа при спастическом напряжении мышц.
33.
Приемы проведения тонизирующего массажа при снижении мышечного тонуса.
34.
Характеристика стертой формы дизартрии, возможности ее выявления у детей.
35.
Характеристика дефектов звукопроизношения и интонации при дизартрии.
36.
Дизартрия, структура речевого дефекта. Основные принципы коррекционного педагогического воздействия.
37.
Методика развития речевого дыхания при дизартрии у детей.
38.
Последовательность логопедической работы по нормализации звукопроизношения при дизартриях.
39.
Рассмотри рисунок, опиши состояние артикуляционных органов.
40.
Прочитай задачу. Определи форму дизартрии. (3 шт.)
41.
Прочитай задачу. Продумай план коррекционной работы. (3 шт.)
42.
Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.
43.
Психолингвистические аспекты дизартрии.
44.
Симптоматика при дизартрии.
45.
Классификация дизартрии.
46.
Основные синдромы дизартрии.
47.
Подкорковая дизартрия. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления.
48.
Корковая дизартрия. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления. Варианты корковой дизартрии.
49.
Премоторная апраксическая дизартрия. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления.
50. Дизартрия. Определение. Этиология. Классификация Клинико- психологическая характеристика детей с дизартрией.
Критерии оценки: полнота ответа на поставленный вопрос, умение использовать термины, приводить примеры, делать выводы и анализировать конкретные ситуации.
Шкалы оценивания: Максимальное количество баллов за первый вопрос – 40 баллов, за второй вопрос – 60 баллов (итого максимальное количество баллов за экзамен – 100 баллов).
Проверка качества подготовки студентов на экзаменах заканчивается выставлением отметок по принятой пятибалльной шкале
Заключительная оценка по дисциплине
«Отлично» – теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, практические навыки работы по осуществлению образовательно- коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Все предусмотренные рабочей программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено на 85 - 100 баллов. Не допускает ошибок. Демонстрирует понимание междисциплинарных связей, знание специальной литературы и дополнительных источников информации.
«Хорошо» – теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены, качество выполнения оценено на 71 -
84 баллов. Знание дополнительных источников информации ограничены. Может допускать незначительные ошибки, которые легко исправляет с помощью преподавателя.
«Удовлетворительно» – теоретическое содержание дисциплины в основном освоено, некоторые практические навыки не сформированы, некоторые предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания не выполнены, либо качество их выполнения оценено на 55 - 70 баллов. Знания дополнительных источников информации отсутствуют. Допускает ошибки, которые исправляет только с помощью преподавателя, однако исправление ошибок вызывает затруднения.
«Неудовлетворительно» – теоретическое содержание дисциплины не освоено или освоено частично, необходимые практические навыки не сформированы, большинство предусмотренных рабочей программой дисциплины учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено на 38 - 54 балла. Пытается подменить теоретическую аргументацию рассуждениями обыденно-бытового характера. Допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже с помощью преподавателя. При дополнительной самостоятельной и под руководством преподавателя работе способен повысить качество знаний по дисциплине.
«Абсолютно
неудовлетворительно»
– теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые практические навыки не сформированы, преобладающее большинство предусмотренных рабочей программой дисциплины учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения на 0 - 37 баллов, близким к минимальному. Дополнительная самостоятельная работа над материалом не приведет к какому-либо значимому повышению качества знаний.
Требуется повторное изучение дисциплины.

перейти в каталог файлов


связь с админом