Главная страница
qrcode

Мог ли представить американец Фрэнк Фаррелли, психиатр госпиталя


Скачать 19.36 Kb.
НазваниеМог ли представить американец Фрэнк Фаррелли, психиатр госпиталя
Дата09.09.2020
Размер19.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМог ли представить американец Фрэнк Фаррелли.docx
ТипДокументы
#40912
Каталог

Мог ли представить американец Фрэнк Фаррелли, психиатр госпиталя
душевного здоровья "Мендота" в штате Висконсин, что через 40 лет опыт его
работы с шизофрениками будут по всему миру осваивать психологи и

бизнес-консультанты, успешно применяя его для работы с нормальными людьми?
Скорее всего, он об этом не думал. Просто в один прекрасный день Фаррелли
устал выслушивать жалобы своих пациентов и изобрел уникальное направление,
которое назвал "провокативная терапия".

Надувные человечки

Фрэнку Фаррелли 72 года. Он родился в семье ирландских католиков и
был девятым из двенадцати детей. О своей семье он никогда не забывает. О
своих ирландских корнях говорит с нескрываемой гордостью и не устает их
подчеркивать, когда его фамилию произносят на итальянский манер, с ударением
на втором, а не на первом слоге, как нужно. Сейчас он почти не занимается
частным консультированием, его основная работа -- проведение обучающих
семинаров в самых разных странах. В России он не впервые.

На мой вопрос о том, когда возникло понятие "провокативная терапия",
мэтр отвечает:
-- Это произошло во время 91-го сеанса с каким-то шизофреником, когда
я уже был готов все бросить. Как и большинство психотерапевтов, я занимался
"накачиванием" самооценки. Что обычно говорит клиент? Он говорит, что он
ничего не стоит, что вся его жизнь полное дерьмо. Психотерапевт, как
правило, пытается убедить его в обратном, и этот процесс сродни надуванию
воздушных шариков. На том сеансе я сказал своему пациенту: ладно, я сдаюсь,
ты действительно ужасный, безнадежный и никчемный. Давай не будем тратить
время, отныне я буду во всем соглашаться с тобой. Я говорил с ним очень живо
-- примерно так я общаюсь с друзьями. И вот уже через минуту он начал
протестовать. Я продолжал дразнить его, а он краснел и посмеивался. Он
оживал у меня на глазах, и это было как воскрешение из мертвых.
Заметив столь разительную перемену в поведении пациента, Фаррелли
стал применять тот же метод в частной практике. Нередко пациенты обвиняли
доктора в небрежном отношении, недоумевали, почему они должны выслушивать
все эти оскорбления, когда то же самое можно услышать дома от собственных
жены или мужа, притом совершенно бесплатно. Бывало, что клиенты вставали и
уходили. Но таких случаев было немного, на памяти господина Фаррелли --
всего три. Остальные приходили снова -- хотя бы для того, чтобы доказать
"этому глуповатому доктору", что не такие уж они никчемные.

Запрещенный прием

Каждый из семинаров Фаррелли -- это настоящее шоу с элементами
клоунады, когда зал смеется взахлеб. Фаррелли прекрасно пародирует
интонации, мимику и жесты. Одним словом, он играет и вовлекает в свою игру
всех участников.
Фаррелли называют Отцом смеха в психотерапии, но, несмотря на
веселье, царящее среди зрителей, тому человеку, который выходит для
демонстрационного сеанса на сцену, часто не до смеха. В работе доктор
затрагивает весьма болезненные моменты, такие как самооценка, физические
недостатки, возраст, близость смерти, интимные отношения. Полная дама,
усаживаясь в кресло рядом с доктором, может услышать что-то вроде "Наверное,
это дирижабль отвязался и приплыл к нам сюда?" или "Сколько тысяч лис пошло
вам на шубу?". Интеллигентному мужчине в очках достается: "Вас кто-нибудь
обзывал Эйнштейном? Я был бы последним человеком, который стал бы вас в этом
обвинять". Молодому мужчине: "35 лет -- дело к закату!" или "Ты можешь
начинать выходить на пенсию. То, что между ушами, уже превращается в
камень". Но и себя Фаррелли не забывает: "Старые люди, которые одной ногой в
могиле (топает левой ногой), а другой в вечности (потом правой),-- они не
спешат!"
Все это называется провокативными интервенциями, цель которых --
перевести проблему в другое измерение, заставить говорить клиента о тех
вещах, о которых он боялся и подумать, вовлечь его в эмоциональное
переживание этого опыта.
Руслан -- директор фирмы. "Очень часто, когда я принимаю какие-то
решения, вместо одного я одновременно принимаю три. Почему я это делаю, я не
знаю",-- говорит он. Фаррелли: "Отлично! Некоторые люди столько колеблются!
И не могут принять ни одного. Вы как будто созданы противовесом этим
нерешительным людям. Такое быстрое принятие решений -- эквивалент
преждевременной ментальной эякуляции".
Смеется переводчик, смеется зал, и, наконец, краснеет и смеется сам
клиент. Это так называемый конфузионный транс. Многие участники на
обсуждениях говорят, что временами проваливались в пустоту или засыпали, но
при этом отвечали на вопросы. А некоторые просто ничего не помнят.
Бывает, что участника демонстрационного сеанса потом спрашивают: "Что

ты чувствовал, когда Фрэнк тебя оскорблял?" Человек говорит: "Как оскорблял?
Когда? Наоборот, он так сочувствует! Он так меня понимает! Даже если я
что-то не то говорил, он меня так ласково поправлял..."
Существенная часть общения на сеансе происходит на невербальном
уровне. Часто Фаррелли ведет себя как старый приятель, который, неожиданно
что-то вспомнив, восклицает: "Послушай-ка!", подталкивает собеседника в бок
или доверительно к нему наклоняется. Сам Фаррелли говорит, что такое общение
больше всего должно напоминать перебранку между хорошими друзьями. Это
отчасти объясняет впечатления пациента: он потом помнит в основном того
самого "хорошего приятеля".

"Адвокат дьявола"

Формулируя основные принципы провокативной терапии, Фаррелли
утверждает, что психотерапевту при общении с пациентом уготована роль
"адвоката дьявола". 
-- В Древнем Риме, когда хотели канонизировать какого-либо
праведника, собирался совет, и кому-то приходилось играть такую роль,
выискивая и раздувая всевозможные грехи в его жизни. Так и в провокативной
терапии: врач, понарошку соглашаясь с мрачными и фаталистическими ожиданиями пациента, искушает его продолжать исповедовать пораженческую психологию. 
Алексей усаживается в кресло и в ответ на традиционный вопрос "В чем
проблема?" сообщает: "Мне кажется, что я не умею отстаивать свое мнение".
Уточнив, чем он занимается (Алексей -- бизнес-консультант московской
консалтинговой компании), Фаррелли предполагает, что на самом деле проблема
Алексея в его заторможенности. После чего начинается: "Ты приходишь туда,
где от тебя ожидают помощи, и просто засыпаешь. Теперь я понимаю, почему в
России кризис. Есть очень много компаний, которым надо помочь умереть!"
Все это делается для того, чтобы выработать у человека устойчивый
механизм защиты, научить его спорить и возражать своему собственному
пессимистичному "я". Фаррелли говорит, что убедить человека на словах совсем
не значит, что этот человек с тобой согласен внутренне. Именно внутреннее
согласие помогает решить проблему.
-- Как вы понимаете, за какую грань нельзя переступать? -- спрашиваю я.
-- Интересно, что в провокативной терапии включается что-то вроде
дальтонизма. Клиент как бы машет тебе красным или зеленым флажком,
сигнализируя: "Стоп! Проход запрещен!" А ты все это игнорируешь и упрямо
продолжаешь двигаться в намеченном направлении. Терапевт должен помочь
клиенту близко подойти к тому, от чего он отшатывается и чего хотел бы
избежать.
Задача психотерапевта, говорит Фаррелли, спровоцировать клиента на
пять основных видов поведения: утверждение собственного "я", способность
эффективно решать задачи и общаться с людьми, умение распознавать признаки
дискриминации и адекватно на них реагировать, на психосоциальную оценку
реальности (дифференцированное восприятие) и, наконец, на проявление чувств
по отношению к себе (теплоту, заботу, любовь, признание собственной
сексуальной привлекательности).
-- Как к вам приходят идеи, в какую область направить конкретного
клиента с его конкретной проблемой? -- задаю я следующий вопрос.
-- Я думаю трехмерными цветными голограммами, 17 телевизионных

экранов вспыхивает у меня в голове, когда приходит клиент. Где я их беру?
Легче сказать, что не знаю. Мы в семье так общались, постоянно использовали
аналогии и метафоры, включали свое воображение.
Не всегда поймешь, шутит ли Фаррелли или говорит всерьез; по крайней
мере он утверждает, что именно юмор -- эксцентричный или поддерживающий --
помогает довести проблему до абсурда и посмеяться над ней вместе с
пациентом. Тем самым он разрушает устоявшиеся стереотипы в поведении
человека, когда-то загонявшие его в угол, ломает "панцирь, которым со
временем обрастает человеческая душа". Часто он говорит, что дает клиентам
не то, что они хотят, а то, что им нужно.

Провокация в бизнесе

С помощью провокаций Фаррелли предлагает взглянуть на проблему с
новых, неожиданных точек зрения. Фаррелли уверен, что очень многое из
провокативной терапии можно использовать в бизнесе -- например, при
разрешении конфликтов, в мозговом штурме или для принятия решений.
-- Вас считают одним из основателей коучинга (персонального тренинга,
направленного на личностный и профессиональный рост клиента.-- "Деньги").

Какие компании пользовались вашими услугами?
-- Я проводил семинары во многих компаниях самых разных стран: в
голландской Dutch Telephone Co., австралийской Quantas Airways, вел семинар
в Канберре для глав и консультантов правительственных комитетов по
здравоохранению; работал с топ-менеджерами корпорации Mercedes Benz и других немецких автомобильных компаний, а также многих компаний из Англии, Франции, Италии и России. 
-- Можно ли считать провокативную терапию в контексте бизнеса самым
эффективным инструментом для взаимодействия с клиентом? -- мой вопрос
несколько провокативен.
-- Я думаю, что наиболее эффективный метод коммуникации с клиентом --
это проникнуть в его суть с тем, чтобы заставить его изменить свое отношение
и поведение. Я не питаю иллюзий по поводу того, что провокативная терапия
наиболее эффективна в бизнесе. Это было бы слишком просто! Но я знаю, что
тысячи специалистов, побывавших на моих семинарах за последние 40 лет, в
состоянии чрезвычайно эффективно разрешать самые сложные проблемы в
личностном общении на работе и в семье. Вот это я знаю. Словом, эта методика
может принести самые впечатляющие результаты.
В действительности те приемы, которые Фаррелли демонстрирует на своих
семинарах, используют многие консультанты. Но вот делать это с таким же
результатом мало кому удается. Поэтому стоимость часа индивидуального
консультирования у него достаточно высока -- $400. Базовая стоимость одного
дня семинара для группы -- $2,5 тыс.
На одном из семинаров в Германии у Фаррелли спросили, что нужно для
того, чтобы стать провокативным психотерапевтом. Тот сделал вид, что готов
поделиться секретом мастерства: "Для того чтобы стать провокативным
психотерапевтом,-- медленно начал он, и 40 человек склонились над
блокнотами, боясь пропустить хотя бы одно слово гуру,-- нужно родиться
ирландским католиком..."
перейти в каталог файлов


связь с админом