Главная страница
qrcode

588_1- Физика. Решение задач ЕГЭ-2016. Ч.2._Исаков А.Я_КамчатГТУ, 2015 -177с. Решение задач егэ 2016 Часть 2 Петропавловск-Камчатский


Скачать 10.88 Mb.
НазваниеРешение задач егэ 2016 Часть 2 Петропавловск-Камчатский
Анкор588 1- Физика. Решение задач ЕГЭ-2016. Ч.2. Исаков А.Я КамчатГТУ, 2015 -177с.pdf
Дата15.04.2018
Размер10.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла588_1-_Fizika_Reshenie_zadach_EGE-2016_Ch_2_Isakov_A_Ya_KamchatG
оригинальный pdf просмотр
ТипРешение
#2281
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8
Камчатский государственный технический университет А. Исаков Физика Решение задач ЕГЭ
2016 Часть 2
Петропавловск-Камчатский
2015

2
УДК 50(075.8)
ББК я
И Рецензент доктор физико-математических наук, профессор Дальневосточного Федерального университета
Стоценко Л.Г.
Исаков Александр Яковлевич
И Физика. Решение задач ЕГЭ
 2016. Часть 2: КамчатГТУ, 2015.  177 с.
Приведены решения тематических тестовых заданий, составленных Лукашевой
Е.В. и Чистяковой НИ. По мнению составителей, приведенные 10 вариантов заданий соответствуют в полной мере объёму и тематике ЕГЭ по физике в 2016 г, отражая все внесённые идеологами ЕГЭ актуальные изменения в сравнении с предыдущими годами.
Большинство задач снабжены подробными решениями с анализом применяемых законов и определений, для стандартных задач самого начального уровня приведены только схемы решений
Сборник предназначен, прежде всего, для школьников старших классов, намеревающихся овладеть методиками решения задач в рамках современного ЕГЭ.
Оглавление Некоторые полезные советы ........................................................................... 4 Вариант 1 ........................................................................................................... 7 Вариант 2 ......................................................................................................... 24 Вариант 3 ......................................................................................................... 47 Вариант 4 ......................................................................................................... 61 Вариант 5 ......................................................................................................... 76 Вариант 6 ......................................................................................................... 96 Вариант 7 ....................................................................................................... 116 Вариант 8 ....................................................................................................... 132 Вариант 9 ....................................................................................................... 146 Вариант 10 ..................................................................................................... 163
Некоторые полезные советы
1. С чего начинать подготовку к ЕГЭ? В плане недели, конечно с понедельника, причем желательно с того который ближе к началу последнего учебного года, а лучше к началу предыдущего последнему году, потому что самая главная рекомендация при решении задач по физике заключается в необходимости систематических занятий. Штурм в этом деле, конечно, может дать некоторый результат, но он не принесет даже проходного успеха, так, наскребёте баллов на аттестат и не более того.
2. Несколько слово методике подготовки. Дело это конечно сугубо индивидуальное, однако некие общие рекомендации сформулировать можно. Не набрасывайтесь на опубликованные варианты 2016 года и прошлых лет, всё равно именно "эти" вам не попадутся. Вариантов очень много, тут творцам ЕГЭ надо отдать должное
 расстарались. Начните с повторения теоретического материала, это позволит вам понимать, о чём идёт речь в той или иной задаче. Назаре единого экзамена, в его младенчестве и юности можно было играть в угадайку, некоторым везло. Времена изменились, и подходы к оценке ваших знаний тоже. В заданиях преимущественно надо считать и получать цифровой результат, что угадать, согласитесь весьма затруднительно. Тематика задач перелагаемых современным выпускникам охватывает, практически весь курс шкальной физики. Отсюда вывод надо знать теорию, в минимальном объёме и на основе теоретических представлений строить стратегию и тактику решения.
3. Несмотря на то, что универсальной методики решения физических задач не существует ввиду их многообразия и многовариантности, можно сформулировать правила, использование которых может сократить число неудач. Последовательность действий может быть таковой.
3.1. Внимательно прочитайте условие задачи. Слово внимательно следовало- бы выделить красным цветом и написать большими буквами, потому что, именно из - за невнимательного чтения условий чаще всего появляется необоснованная уверенность либо в невозможности решить задачу, либо в её простоте, и как следствие, попусту потраченное время и бумага. Право, не стоило бы заострять на таком очевидном обстоятельстве внимания, если бы ситуация не повторялась каждодневно. Желание получить максимум информации за минимально возможное время, а иногда и тривиальная лень, вырабатывают стойкую привычку все читать “ по диагонали, стем, чтобы только уловить основную суть. В задаче же довольно часто основная идея решения содержится в частностях, в деталях. Условие, в этой связи, должно быть проанализировано во всех его подробностях, общими чертами тут не обойтись, нужны подробности.
3.2. Убедитесь, что вам вполне понятно, о чем идет речь. Если в условии встретилось хотя - бы одно непонятное вам слово, сделайте стоп и обратитесь за помощью к имеющимся в вашем распоряжении источникам информации конспекту лекций, книгам или преподавателю. Но может так случиться, что вы не сможете найти в книгах, требуемую информацию. Не пугайтесь, это закономерно. Обратитесь к преподавателю, ион откроет вам учебник или справочник именно в нужном месте. Можно попытаться обратиться к Интернету. Но тут надо быть осторожным, сеть буквально кишит подставами, неопытному пользователю легко налететь на "дезу". Умение свободно ориентироваться в научной литературе приходит не сразу и не вдруг. Этому тоже необходимо учиться. Тут нужен опыт.

5
3.3. Запишите в сокращенном виде условие Это очень важно для правильного понимания сути предлагаемой задачи и построения оптимального алгоритма решения. Данные, записанные обычным столбиком, когда введены традиционные обозначения физических величин, когда все они записаны в интернациональной системе, стимулируют правильный выбор нужных законов и формул. Еще одна тонкость. В условиях задач зачастую не приводятся очевидные значения физических констант, таких как, ускорение свободного падения, плотность воздуха и воды, данные об элементарных частицах и другие табличные величины. Их непременно нужно вносить в сокращенную запись условия .
3.4. Выполните поясняющий чертеж или рисунок. Необходимость графической интерпретации проиллюстрируем следующим примером. Предположим необходимо ответить на вопрос Почему, груз математического маятника, будучи отклоненным из положения равновесия, начинает совершать колебания Проще всего ответить на этот вопрос с помощью рисунка.
Изобразим маятник в двух положениях, в положении статического равновесия Аи в отклоненном положении В. Достаточно грамотно приложить действующие в каждом положении силы, а их будет две сила тяжести и натяжение нити T

, чтобы ответить на поставленный вопрос. В положении статического равновесия
;
0
g m
T

 

При отклонении нити маятника на угол

F
g m
T





; что и является причиной стремления массы вернуться в положение статического равновесия. Удачно сделанный рисунок схема, показывает, в частности, что в положении В центр масс груза поднят на некоторую высоту, другими словами, при нарушении состояния равновесия масса приобретает потенциальную энергию которая, по мере опускания массы преобразуется, в соответствии с законом сохранения механической энергии, в кинетическую энергию
;
2
mv
K
2

Если сопротивление движению мало, что имеет место в воздухе, то возникнут периодические преобразования одного вида энергии в другой, что и называется гармоническими незатухающими собственными колебаниями 3.5. Выполнив чертеж, желательно еще развернуться к условию задачи стем, чтобы уточнить, всели заданные и искомые величины нашли свое отражение на вашем рисунке Чтобы более полно учесть все нюансы условия, исследуемый объект рекомендуется изображать не в начальном и конечном положении, а в некотором промежуточном.
Далее, необходимо используя краткую запись условия задачи и поясняющий рисунок, установить, какие физические законы или явления соответствуют задаче. Вот тут-то и начинается самое трудное и интересное. Дело в том, что в основу каждой физической задачи положен тот или иной частный случай проявления общих физических законов или явлений. Решение, собственно, начинается с выбора закономерностей, соответствующих рассматриваемой ситуации, а дело это совсем даже непростое, тут нужны знания, интуиция и некоторый опыт. Довольно часто все начинающие пытаются подобрать вариант, исходя из чисто зрительного восприятия условия задачи, те. "запустить" формулу, содержащую максимальное число величин из условия. Все бы ничего, да уж больно в физике много формул, содержащих одни и те же символы, но имеющих совершенно разный смысл .
4. После того как составлен примерный алгоритм разработки физической
модели, приступают к ее математическому описанию, записывают выбранные законы и явления в виде алгебраических уравнений. Получив систему уравнений, стремятся свести её к одному уравнению, содержащему только одну неизвестную величину. Если оказывается, что полученное соотношение включает более одной неизвестной, то надо искать ошибку. Либо модель неверно выбрана, либо неправильно проведены преобразования.
5. Прежде чем подставлять в расчетную формулу цифровые данные необходимо убедится в её правильности. Самым простыми достаточно надежным способом является проверка на размерность. Дело в том, что уравнения, описывающие физические законы в обязательном порядке должны справа и слева от знака равенства содержать величины одной размерности. Недопустимо, например, складывать кг им с. Кроме того, в условиях задач часто величины задаются не в одинаковых единицах измерения, необходимо всё привести к одинаковости. И ещё приставки милли,
Мега, нано и т.д. величины с приставками желательно представить в виде десяти в степени.
6. Проводя математические расчеты, старайтесь использовать правила ок-
руглений и приближенных вычислений, это экономит время. Не увлекайтесь демонстрацией возможностей вашего калькулятора. Восемь или более цифр после запятой никак не придадут вашему решению дополнительную привлекательность. Две, правильно записанные, цифры после запятой вполне обеспечат, в подавляющем большинстве случаев, требуемую точность, а часто достаточно и одной. Числовые значения физических величин достаточно часто представляют собой или относительно "большие" или очень "маленькие" числа, которые записываются в виде соответствующих степеней, например масса электрона равна m e
= 9,11 10
-31
кг, гравитационная постоянная G = 6,67 10
-11
Н
м
2
\кг
2
, поэтому необходимо повторить правила вычислений со степенями.
7. Полученный ответ необходимо исследовать на предмет его достоверности
и реальности. Поначалу, это вызывает некоторые затруднения, однако, в процессе упражнений чувство реальности приобретается. Речь вот о чем, если при вычислении скорости ее величина превосходит скорость света в вакууме, то что-то тут не так, даже сточки зрения пресловутой теории относительности.
Вариант 1 Решение см см Решение
1. Движение мяча свидетельствует о появлении ускорения поезда, причём в соответствии с принципом Даламбера сила, обусловленная ускорением (сила инерции) будет направлена в противоположную ускорению сторону. В данном случае скорость поезда увеличивалась. Решение

1. С соответствии с законом Гука
;
м
Н
500 10 Упр
Решение
1. Из определения элементарной и полной работы мА d
;
F
cos r
d
F
A
Тр
Тр
2 1
r r
2 1
2 Решение Решение
1. Спутник переходит на более высокую орбиту
;
v v
;
R
R
v v
;
R
M
G
v
;
R
M
G
v
;
R
M
G
v
;
R
mM
G
R
mv ma
1 2
1 2
2 1
2 2
1 1
2 2
n
















9








;
2
mv
K
;
2
mv
K
2 2
2 2
1 1
;
K
K
;
v v
K
K
2 1
2 2
2 1
2 1



2. Период обращения спутника
;
T
T
;
v
R
2
T
1 Кинетическая энергия Период обращения спутника
2 1
Решение
1. Кинематические уравнения движения тела, брошенного под углом к горизонту. В верхней точке траектории С вертикальная составляющая скорости равна нулю, поэтому время подъёма тела в точку С определится как g
sin v
;
0
gt sin v
;
0
v
0 0
)
C
(
y









;
3. Максимальная высота подъёма тела над горизонтом y max определится путём подстановки в 4 уравнение системы
;
g
2
sin v
g
2
sin v
g sin v
y
2 2
0 2
2 0
2 А Б
4 1 Решение
1. Многие из известных веществ, в зависимости от внешних условий, могут находиться в четырёх агрегатных состояниях твёрдом, жидком, газообразном и плазменном. В физике принято особенности строения и состояния веществ характеризовать отношением средней величины кинетической энергии поступательного движения молекул к величине их потенциальной энергии. Для газов такое отношение намного меньше единицы, для твёрдых тел намного больше единицы, а для жидкостей соотношение между энергиями близко к единице жидкости для тела твёрдого для газа для r
U
0
Пост.
0
Пост.
0
Пост









2. Частицы, составляющее вещество ионы, молекулы или атомы в большей или меньшей степени находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, которое, собственно и определяет состояние. При относительно низких температурах частицы расположены в виде правильных геометрических фигур. Вещество находится в твёрдом состоянии, частицы совершают тепловые колебания, которые не нарушают взаимного расположения структурных элементов. Если температуру повышать, то
амплитуда колебаний начинает возрастать, те. увеличивается кинетическая энергия частиц. При некоторых значениях температуры энергия колебаний становится равной или превосходит энергию взаимодействия, связи при этом постоянно разрываются и снова восстанавливаются. К колебательным степеням свободы добавляются вращательные и даже поступательные. Строгая геометрическая конфигурация относительного расположения частиц нарушается. Вещество из твёрдого состояния переходит в жидкое состояние. В этом случае говорят о фазовом переходе первого рода.
2. Дальнейшее повышение температуры сопровождается ещё большими амплитудами колебаний частиц, в конце концов, частицы удаляются друг от друга, превращаясь в реальный газа затем перестают взаимодействовать. Вещество становится газообразным. Структурные элементы движутся исключительно поступательно не замечая друг друга. Взаимодействие происходит только при столкновениях. При дальнейшем увеличении температуры до нескольких сот тысяч градусов энергия, которой обмениваются частицы при столкновениях, становится настолько большой, что атомы начинают терять электроны. Ядра и электроны существуют независимо друг от друга. Это состояние вещества принято называть плазмой.
3. Жидкости занимают промежуточное положение между твердыми газообразным состоянием. Жидкостям присущи как свойства твердых тел, таки веществ, находящихся в газовом состоянии. Как твёрдые тела, жидкости характеризуются опре- делённым объёмом, способны образовывать поверхности раздела, обладают некоторой прочностью на разрывно вместе стем, одновременно располагают свойствами типичными для газов. Жидкости неспособны сохранять, подобно твёрдым телам, свою форму, принимая форму сосуда. Отличительными от других состояний является текучесть и упругость жидкостей.
4. Структурные элементы материи (молекулы и атомы) могут участвовать одновременно в нескольких типах теплового движения, поступательном, вращательном и колебательном. Набор движений, которые совершает молекула или атом определяется числом степеней свободы. У газообразных веществ в условиях близких к нормальным молекулы или атомы характеризуются тремя поступательными степенями свободы. Структурные элементы веществ, находящихся в твёрдом состоянии вследствие значительных сил межмолекулярного взаимодействия совершают только колебательные движения вокруг положения равновесия.
Фазовые состояния вещества

12 5. Полная упорядоченность структуры твёрдого состояния материи и абсолютный беспорядок её газообразного состояния являются крайними, посередине располагается вещество в несколько упорядоченном беспорядке. Исследования жидкостей путём рассеяния нейтронов позволили Дж. Берналу сформулировать качественную модель поведения молекул вещества в жидком состоянии. Вот суть этой модели. В объёме жидкости можно выделить ансамбли молекул, которые колеблются вокруг центров, образующих определённую геометрическую конфигурацию. Упорядоченные области расположены в объёме случайным образом, причём влияние отдельных упорядоченностей, друг на друга незначительно. В результате тепловых колебаний некоторые молекулы в результате разрыва связей сданным сообществом приобретают поступательные степени свободы и примыкают к другому сообществу, как бы меняя партнёров взаимодействия. Происходит внутренняя диффузия. В результате поступательного перемещения молекулы образуется нарушение геометрической упорядоченности в виде вакансии, которую часто называют дыркой. Таким образом, в жидкости постоянно возникают и замещаются вакансии. Решение
1. Участок процесса АВ соответствует сжатию газа
;
p p
;
T
;
V
N
n
;
T
nk Решение
1. Увеличение в два раза объёма при неизменной температуре (неизменном давлении насыщенных паров) приведёт к уменьшению концентрации молекул воды в два раза, значит и относительная влажность уменьшится до
  30%.
Решение
1. Парциальное давление первого газа
;
p p
;
2
p
;
p
;
const
V
;
const
T
;
V
RT
p
)
2
(
1
)
1
(
1 1
)
2
(
1 1
)
1
(
1 1
1











2. Давление смеси газов дои после манипуляции
;
p p
;
2 3
p p
;
5
,
2 2
p p
p
;
2
p Парциальное давление первого газа Давление смеси газов
2 1
Решение
А. Газ сжимают в изобарном процессе объём уменьшается, и внутренняя энергия газа уменьшается
,
T
R
2 3
U
;
T
T
V
V
;
T
T
V
V
RT
pV
;
RT
pV
1 1
2 1
2 1
2 1
2 2
1 над газом совершается работа за счёт изменения его внутренней энергии (газ отдаёт теплоту.
Б. Изохорный процесс. Работа не совершается, поскольку Т > Т, то газ отдаёт теплоту. Решение
1. ЭДС индукции возникает в том случае, если магнитный поток через контур изменяется во времени
 
n
;
B
cos
BS
B




. Это достигается либо изменением величины магнитной индукции, либо (как в данном случае) изменением угла между вектором магнитной индукции В и внешней нормалью к плоскости контура n :
;
0
;
0
dt dS
)
II
;
0
;
t cos
S
)
t
(
S
)
I
;
dt dS
B
|
|
i i
max i










Решение
1. Направление вектора магнитной индукции кругового тока в центре витка можно определить по "правилу буравчика Если направление вращения рукоятки буравчика совместить с направлением тока, то виртуальное поступательное перемещение самого буравчика совпадёт с направлением вектора магнитной индукции. Решение
4
,
3 Ом 4
3
Q
Q
;
R
4
I
IU
P
Q
;
R
3
I
IU
P
Q
4 3
2 4
,
3 4
4 4
2 4
,
3 3
3 Решение
;
40 10
;
0 0
1 2
1 1








Решение
1. Условие нахождения частицы на круговой орбите в магнитном поле


;
const m
;
B
;
q
;
qB
m
2
T
;
m qB
T
2
;
m qBR
R
;
m qBR
v
;
R
mv qvB
2










2. Из приведенных уравнений видно, что приуменьшении скорости частицы периоде. обращения не изменится, а радиус орбиты уменьшится. Период обращения Радиус орбиты
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом