Главная страница
qrcode

элек 10. Решение задач по физике. Автор Цедякова Ольга Леонидовна учитель физики высшей категории


Скачать 246.17 Kb.
НазваниеРешение задач по физике. Автор Цедякова Ольга Леонидовна учитель физики высшей категории
Дата13.10.2020
Размер246.17 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаэлек 10.rtf
ТипРешение
#41008
Каталог


Элективный курс:

Решение задач по физике.


Автор: Цедякова Ольга Леонидовна
учитель физики высшей категории

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает цели обучения по физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики. Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 70 часов (2 час в неделю в 10кл). Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.

Задачи курса:
развитие физической интуиции;
  • приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня процессов во всех областях жизнедеятельности человека.
    Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач.
    Цель курса:
    развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать, обобщать;
  • формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний;
  • создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения.
    Структура курса полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 10-11классов (учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев). Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета сократилось с 4часов в неделю до 2часов.

    Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное решение задач.

    При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:

    -навыки самостоятельной работы;

    -овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;

    -составлять план решения,

    -проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).
    Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:

    1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),

    2) собственно решения (составления плана и его осуществление),

    3) анализа результата решения.

    Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое, выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ).

    Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.
    Алгоритм решения физических задач.
    Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
  • Запиши условие в буквенном виде.
  • Вырази все значения в СИ.
  • Выполни рисунок, чертёж, схему.
  • Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
  • Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
  • Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
  • Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
  • Проанализируй реальность полученного результата.
    Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ:
    разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;
  • подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;
  • тесты или контрольные работы.
    Программа курса:

    10класс

    70 ч, 2ч в неделю

    1.Введение(1ч)

    Инструктаж по технике безопасности.

    2.Кинематика(8ч)

    Кинематика материальной точки. Графическое представление неравномерного движения. Движение с ускорением .Вращательное движение твердого тела.

    3.Основы динамики. (10ч)

    Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость, связанные тела).

    Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении. Движение под действием нескольких сил: вращательное движение. Динамика в поле сил.

    4. Законы сохранения.(8ч)

    Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

    Закон сохранения энергии. Правила преобразования сил. Условия равновесия и виды равновесия тел.
    5. Основы МКТ и термодинамики.(20ч)

    Температура. Энергия теплового движения молекул. Уравнение газа. Изопроцессы в идеальном газе. Графическое представление изопроцессов.



    6. Электростатика.(23ч)

    Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал поля Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчёт электрических цепей.


    Учебно-тематический план:



    п/п
    Раздел/ вид деятельности
    кол-во

    часов
    содержание

    1.

    Введение.


    Физика-10

    Инструктаж по технике безопасности.



    Кинематика.
    8


    2
    Вводная лекция.
    1
    Кинематика материальной точки (произвольное движение; равномерное прямолинейное; равнопеременное прямолинейное; равномерное движение по окружности.)
    3,4
    Семинар, решение задач.
    2
    Графическое представление

    неравномерного движения.

    5,6
    Семинар, решение задач
    2
    Движение с ускорением

    7
    Семинар, решение задач
    1
    Вращательное движение твердого тела.

    8
    Семинар, решение задач
    1
    Движение под действием силы тяжести

    9
    Зачетное занятие.
    1
    Контрольная работа.




    Основы динамики.
    12


    10,11
    Лекция.

    2
    Стандартные ситуации динамики (наклонная плоскость, связанные тела)

    12, 13
    Семинар, решение задач.
    2
    Движение под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлении.

    14-15
    Семинар, решение задач.
    2
    Движение под действием нескольких сил: вращательное движение.
    16-17-18

    Семинар, решение задач


    3
    Динамика в поле сил (вес; сила тяжести; сила тяготения; сила упругости; сила трения).
    19-20
    Семинар, решение задач
    2
    Статика
    21
    Зачетное занятие.
    1
    Контрольная работа.











    Законы сохранения.
    8


    22

    23
    Лекция.

    Семинар, решение задач.
    2
    Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

    24

    25
    Лекция.

    Семинар, решение задач.
    2
    Закон сохранения энергии.

    26

    27
    Лекция.

    Анализ решения задач.
    2
    Правила преобразования сил. Условия равновесия и виды равновесия тел.

    28
    Проверка и контроль знаний.

    1
    Комбинированные задачи.
    29
    Зачетное занятие.
    1
    Контрольная работа.


    Основы МКТ и термодинамики.
    20


    30
    Лекция.

    1
    Температура. Энергия теплового движения молекул.
    31-32
    Семинар, решение задач
    2
    Уравнение газа.
    33-34
    . Семинар, решение задач
    2
    Изопроцессы в идеальном газе.
    35-36
    Семинар, решение задач
    2
    Графическое изображение изопроцессов
    37
    Семинар, решение задач
    1
    38
    Семинар, решение задач
    1
    39-40
    Семинар, решение задач
    2
    41
    . Семинар, решение задач
    1
    Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.

    42
    Семинар, решение задач
    1

    43-44
    Семинар, решение задач
    2
    45-46
    Семинар, решение задач
    2
    47-48
    Семинар, решение задач
    2
    49
    Зачетное занятие.
    1
    Контрольная работа.


    Электростатика.
    23


    50
    Лекция.

    1
    Законы электростатики
    51-52
    Семинар, решение задач
    2
    Закон Кулона
    53-54
    Семинар, решение задач
    2
    Напряженность электрического поля
    55
    Семинар, решение задач
    1
    Потенциал поля

    56-57
    Семинар, решение задач
    2
    Конденсаторы.
    58
    Семинар, решение задач
    1
    Энергия заряженного конденсатора.

    59
    Семинар, решение задач
    1
    Соединение конденсаторов

    60-61
    Семинар, решение задач
    2
    Закон Ома для участка цепи..
    62-63
    Семинар, решение задач
    2
    Соединение проводников
    64-65
    Семинар, решение задач
    2
    Закон Ома для полной цепи.

    .
    66-68
    Семинар, решение задач
    3
    Правила Кирхгофа
    69
    Семинар, решение задач
    1
    Работа и мощность тока

    70
    Зачетное занятие.
    1
    Контрольная работа.


    Литература:

    1.Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. – М.:Просвещение,1988

    2.Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение,1983

    3.Абросимов Б.Ф. Физика: способы и методы поиска решения задач. – М.: Издательство «Экзамен»,2006

    4.Шевцов В.А. Тренажер по физике (тренировочные задачи). – Волгоград: Учитель,2007

    5.Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач. – М.:Просвещение,1997

    6.Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.: «Илекса»,2004

    7.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.:Просвещение,2004

    8. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. – М.:Просвещение,2004

    9.Новодворская Е.М. Методика проведения упражнений по физике. – М.: изд-во «Высшая школа»,1980

    10.Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. – М., «Высшая школа»,1990

    11.Кабардин О.Ф. Справочные материалы. – М.:Просвещение,1991

    12.Гладкова Р.А., Добронравов В.Е., Жданов Л.С., Цодиков Ф.С. Сборник задач и вопросов по физике. – М. «Наука»,1983

    13. Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. Сборник задач по физике. – М. , «Оникс 21 век», «Мир и образование»,2003

    14.Гладской В.М., Самойленко П.И. Сборник задач по физике. – М.:Дрофа,2004

    15.Губанов В.В. Физика. 10класс. Тесты. – Саратов: Лицей,2004

    16.Губанов В.В. Физика. 11класс. Тесты. – Саратов: Лицей,2004

    17.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2003







    перейти в каталог файлов


  • связь с админом